Пандит, виджая лакшми. Пандит, виджая лакшми Виджая лакшми

Виджая, Тагор! (К семидесятилетию Рабиндраната Тагора, 8 мая 1931 г.)

Из книги Держава Света (сборник) автора

Виджая, Тагор! (К семидесятилетию Рабиндраната Тагора, 8 мая 1931 г.) Иногда кому-то может показаться, что вопросы культуры, занимая человеческое мышление с древнейших времен, уже представляют из себя твердыни. Будто бы уже целые города и страны восприняли культуру. Будто бы

Пандит

Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

Пандит Ученый брахман.

Пандит

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

Пандит Знаток Вед, ученый.

Пандит

автора Тхакур Бхактивинода

Пандит Знаток Вед, ученый.

Пандит

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

Пандит Знаток Вед, ученый.

ЛАКШМИ-ШРИ

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

ЛАКШМИ-ШРИ У нее два имени: Лакшми и Шри, имеющие сходный смысл: «счастье», «удача», «красота», «процветание». Считается, что в далекой древности это были две разные богини (так они представлены и в «Яджурведе»): одна олицетворяла удачу, богатство, счастливое

Пандит

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Виджая, Тагор! К семидесятилетию Рабиндраната Тагора, 8 мая 1931 г

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Виджая, Тагор! К семидесятилетию Рабиндраната Тагора, 8 мая 1931 г Иногда кому-то может показаться, что вопросы культуры, занимая человеческое мышление с древнейших времен, уже представляют из себя твердыни. Будто бы уже целые города и страны восприняли культуру. Будто бы

1.11 Виджая сутта. «Победа»

Из книги Сутта-Нипата автора Автор неизвестен

1.11 Виджая сутта. «Победа» 192. Если кто, сидя или ходя, стоя или лежа, сокращает или растягивает свое тело, это и есть движение его тела.193. Тело связано костями и жилами, слеплено из мяса и перепонок, покрыто кожей, - но не верь, что оно действительно есть.194. Внутри оно

57. Кто истинный пандит?

Из книги Притчи и истории, том 2 автора Баба Шри Сатья Саи

57. Кто истинный пандит? Двор царя Джанаки был средоточием интеллектуальной жизни: здесь учёные устраивали диспуты и дебаты, вели беседы философы и мудрецы. Однажды было решено собрать на диспут знатоков Вед; учёным мужам разослали приглашения принять участие в

Гададхара Пандит дас Псков

Из книги Как я пришел в Сознание Кришны... автора

Гададхара Пандит дас Псков Первый интерес к темам подобного рода и мистицизму я испытал в 16 лет, после того, как прочел книгу «Мастер и Маргарита». У меня появилось внутреннее чувство и надежда, что есть какая-то скрытая реальность, выше нашего обычного восприятия.Через

Пандит

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора

Пандит Знаток Вед, ученый.

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Два стража Вайкунтхи, Джая и Виджая, проклятые мудрецами

Из книги Шримад Бхагаватам. Песнь 3. Статус кво. Часть 2 автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Пандит Гаури Шанкара пишет махарадже Малабара

автора

Пандит Гаури Шанкара пишет махарадже Малабара Светлый махараджа, мир тебе от бога Шивы и радость от богини Кали.Да будет этот век последним веком в твоей жизни, без повторного рождения в других телах, без реинкарнации. И да достигнет душа твоя вечной нирваны, где нет

Пандит Гаури Шанкара пишет визирю махараджи Малабара

Из книги Индийские письма автора Сербский Николай Велимирович

Пандит Гаури Шанкара пишет визирю махараджи Малабара Ом, намо тримурти.Я надоел своими многочисленными письмами из Европы нашему светлому махарадже - да сохранят его от злых духов всеиндийские аватары. Потому пишу тебе. А когда он будет в добром расположении и спросит

(1990-12-01 ) (90 лет) Награды и премии:

Виджая Лакшми Неру Пандит (англ. Vijaya Lakshmi Nehru Pandit , кашм. विजयलक्ष्मी नेहरू पंडित); 18 августа 1900 года , Аллахабад , Британская Индия - 1 декабря 1990 года , Дехрадун , Индия) - индийский дипломат и политик, сестра премьер-министра Индии Джавахарлала Неру .

Биография

Родилась в одной из самых известных семей в стране. Её отец Мотилал Неру - бывший президент Индийского национального конгресса . В 1921 году она вышла замуж за Ранджита Ситарама Пандита, который скончался 14 января 1944 года . Виджая Пандит стала первой индийской женщиной, занявшей пост в правительстве. В 1937 году она была избрана в законодательное собрание Соединённых провинций и была назначена министром по делам местного самоуправления и общественного здоровья. Она занимала эту должность до 1939 года и затем с по 1947 год . В 1946 году была избрана в Учредительное собрание от Соединённых провинций.

После получения независимости Индии от Великобритании в 1947 году поступила на дипломатическую службу и стала послом Индии в Советском Союзе (1947-1949), США и Мексике (1949-1951), Ирландии (1955-1961) (и одновременно Верховным комиссаром в Великобритании) и Испании (1958-1961). С 1946 по 1968 годы также возглавляла делегацию Индии в Организации Объединённых Наций . В 1953 году она стала первой женщиной председателем Генеральной Ассамблеи ООН

В Индии, Виджая Пандит занимала пост губернатора Махараштры с по 1964 год (с небольшим перерывом), после чего была избрана в нижнюю палату парламента Индии Лок сабху . Она была депутатом парламента с 1964 по 1968 год . Пандит критиковала свою племянницу Индиру Ганди , после того как та стала премьер-министром в 1966 году , и ушла из активной политической жизни после того как отношения между ними испортились. После ухода в отставку, она переехала в Дехрадун в долине Дун в предгорьях Гималаев.

Её дочь Наянтара Сахгал является известной индийской писательницей.

Напишите отзыв о статье "Пандит, Виджая Лакшми"

Ссылки

Предшественник:
нет
Посол Индии в СССР
-
Преемник:
Сарвепалли Радхакришнан
Предшественник:
Асаф Али
Посол Индии в США
-
Преемник:
Гаганвихари Лаллубхаи Мехта
Предшественник:
Лестер Пирсон
Председатель Генеральной Ассамблеи ООН
-
Преемник:
Ээлко ван Клеффенс
Предшественник:
Хашматраи Кхубчанд Чайнани
Губернатор Махараштры
-
Преемник:
Хашматраи Кхубчанд Чайнани
Предшественник:
Хашматраи Кхубчанд Чайнани
Губернатор Махараштры
-
Преемник:
Мангалас Манчарам Пакваса

Отрывок, характеризующий Пандит, Виджая Лакшми

И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.

Родилась в одной из самых известных семей в стране. Её отец Мотилал Неру - бывший президент Индийского национального конгресса. В 1921 году она вышла замуж за Ранджита Ситарама Пандита, который скончался 14 января 1944 года. Виджая Пандит стала первой индийской женщиной, занявшей пост в правительстве. В 1937 году она была избрана в законодательное собрание Соединённых провинций и была назначена министром по делам местного самоуправления и общественного здоровья. Она занимала эту должность до 1939 года и затем с 1946 по 1947 год. В 1946 году была избрана в Учредительное собрание от Соединённых провинций.

После получения независимости Индии от Великобритании в 1947 году поступила на дипломатическую службу и стала послом Индии в Советском Союзе (1947-1949), США и Мексике (1949-1951), Ирландии (1955-1961) (и одновременно Верховным комиссаром в Великобритании) и Испании (1958-1961). С 1946 по 1968 годы также возглавляла делегацию Индии в Организации Объединённых Наций. В 1953 году она стала первой женщиной председателем Генеральной Ассамблеи ООН

В Индии, Виджая Пандит занимала пост губернатора Махараштры с 1962 по 1964 год (с небольшим перерывом), после чего была избрана в нижнюю палату парламента Индии Лок сабху. Она была депутатом парламента с 1964 по 1968 год. Пандит критиковала свою племянницу Индиру Ганди, после того как та стала премьер-министром в 1966 году, и ушла из активной политической жизни после того как отношения между ними испортились. После ухода в отставку, она переехала в Дехрадун в долине Дун в предгорьях Гималаев.

В 1979 году она была назначена представителем Индии в Комиссии ООН по правам человека.

Её дочь Наянтара Сахгал является известной индийской писательницей.

После обретения Индией политической независимости в августе 1947 г. в течение четырех десятилетий с небольшими перерывами ею руководили представители одной политической династии – Джавахарлал Неру – Индира Ганди и Раджив Ганди. Они составляли династию не потому, что три поколения семьи следовали один за другим в должности премьер-министра Индии, но из-за того, что осуществлялось огосударствление принципа династии посредством культивирования образа гениального руководства.

После провозглашения независимости Индии были срочно необходимы стабильность, постоянство и законность институтов. Божья искра Неру гарантировала гладкое преемство власти. Династия стала центральным местом ауры и мифов и служила политическим центром.

Семья Неру – Ганди не обладала достаточным чувством уверенности в себе и ощущением безопасности монархической, наследственной династии. Следовательно, каждый член не только делал свои собственные усилия, для того чтобы усилить гениальность династии, но также, чтобы получить, централизовать и удержать столько власти, сколько было возможно. Именно в этом месте амбиции династии сталкивались с национальным благом. В Индии личная гениальность использовалась для построения правления династии вместо децентрализованного государственного устройства. Соответственно, не только вторые по величине лица не наделялись властью лидера, вторые управленческие структуры систематически разгонялись, для того чтобы уничтожить любую возможную угрозу династического правления.

Таким образом, если Джавахарлал Неру, Индира Ганди и Раджив Ганди внесли неоценимый вклад в строительство современной Индии, они также препятствовали реализации полного демократического потенциала государства в созвучии с федералистским характером страны .

Как свидетельствует историческая практика, когда у власти длительное время находится династия, внутренние интриги в ней неизбежны. Эта участь постигла и политический клан Неру – Ганди. Доказательством тому является судьба Виджаи Лакшми Пандит.

Ровесница ХХ века, сестра первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру, в девичестве Сваруп Кумари Неру, родилась в Аллахабаде в 1900 г. в семье Мотилала Неру, выходца из аристократического рода кашмирских брахманов, одного из лидеров национально-освободительного движения и партии «Индийский национальный конгресс» (ИНК). Она получила подобающее домашнее образование, которое продолжила в Аллахабадском университете, а затем – за границей. В 1921 году Сваруп Кумари Неру вышла замуж за Рандита Ситарама Пандита (1893 – 1944 гг.), который занимался научной работой, переводил с санскрита на английский язык и был членом ИНК. Как было принято у кашмирских брахманов, при замужестве она взяла имя Виджаи Лакшми. Дж. Неру, ближайшие родственники и друзья называли ее Нан. У нее были три дочери. В молодые годы она любила сладости, была гурманкой и отличной кухаркой. Как её отец и брат, она всегда выглядела элегантной в любом одеянии. «Было всегда большим удовольствием смотреть на эту изящную и обаятельную женщину» , – отмечал специальный помощник Дж. Неру с 1946 по 1964 гг. М.О. Матхаи. В молодости она была одной из самых красивых женщин своего времени. Но даже в преклонном возрасте она была по-прежнему привлекательной, хотя уже меньше обращала на себя внимания. В.Л. Пандит была щедрой и, к сожалению, расточительной. Позже эти качества доставили ей большие неприятности.

В.Л. Пандит играла видную роль в политической жизни Индии. В 1937-1939 гг. и в 1946-1947 гг. она занимала пост министра по делам местного самоуправления и здравоохранения в индийском правительстве штата Уттар-Прадеш. Пандит была одна из зачинателей женского движения в Индии. С 1941-го по 1943 год она была президентом Всеиндийской конференции женщин, в течение нескольких лет возглавляла созданную по ее инициативе Всеиндийскую организацию защиты детей.

Накануне предоставления Индии независимости началась дипломатическая карьера В.Л. Пандит. В 1945–1946 гг. она была неофициальным представителем Индии в США, где «ей была выказана высшая доброжелательность и радушие» и где «она привыкла к шуму и восторгам вокруг себя» . В качестве наблюдателя В. Пандит участвовала в работе Сан-Францисской конференции 1945 г. по выработке Устава ООН. Временным правительством страны она была назначена главой индийской делегации на первой сессии ГА ООН, где Индия продемонстрировала свою способность противостоять политике западных держав и поэтому получила одобрение и поддержку со стороны советской делегации.

Став вице-премьером временного правительства Индии, Неру воспользовался первой же возможностью, чтобы подтвердить добрые намерения своей страны по отношению к Советскому Союзу. Во время своего первого выступления по радио 7 сентября 1946 г. он, в частности, сказал: «Мы приветствуем и другую великую державу современного мира, Советский Союз, который также несет большую ответственность за ход мировых событий» .

13 апреля 1947 г. Индия установила дипломатические отношения с Советским Союзом. Это произошло еще за четыре месяца до того, как она стала независимой, и свидетельствовало о желании Неру возможно скорее наладить контакты с Москвой.

Первым послом Индии в Советском Союзе был не кто иной, как сестра Неру, Виджая Лакшми Пандит. Советское руководство надеялось, что Индия будет симпатизировать политике СССР в международных делах.

Назначение В. Пандит первым послом Индии в СССР было положительно встречено некоторыми кругами индийской общественности. Так, например, в журнале Национального христианского совета Индии был опубликован комментарий – «Первая индийская женщина – дипломат», в котором говорилось, что назначение В. Пандит на этот пост «вызвало всеобщую похвалу и удовлетворение», т.к. это свидетельствовало о равных возможностях индийских женщин наряду с мужчинами участвовать в социальной и политической жизни страны. Далее отмечалось, что «назначение ее на этот пост в значительной мере было определено ее успехом в качестве руководителя индийской делегации в ООН. Исключительное умение и такт выдвинули ее на дипломатическую службу». Одновременно подчеркивалось, что «г-же Пандит предстоит трудная работа в Москве, т.к. различия в идеологиях западных демократий и СССР становятся важным фактором в международных отношениях» и далее: «… сегодня многие люди разделяют восхищения г-жи Пандит достижениями советской России в течение последних тридцати лет, но в то же время, те же люди представляют многие недостатки советской системы, о которых, мы уверены, она тоже осведомлена» . В конце комментария выражалась надежда, что В. Пандит добъется успеха на своем новом посту.

В. Пандит и сопровождавшие ее лица прибыли в Москву 6 августа 1947 г., задолго до того, как Москва назвала имя своего посла в Дели. Виджая Лакшми Пандит «прибыла в Москву, полная доброй воли и стремления поставить индийско-советские отношения на прочную основу…» , - писал в своих воспоминаниях видный индийский дипломат Т.Н. Кауль, первый секретарь посольства Индии в Москве в 1947-1949 гг.

Вскоре Пандит столкнулась с существовавшими в Москве всевозможными запретами. Кауль рисует достаточно мрачную картину условий пребывания первого индийского посольства в столице СССР: Москва в 1947 году представляла собой мрачный город, проникнутый атмосферой террора, недоверия и пренебрежения к правам и достоинству человека; на любых иностранцев, а дипломатов в особенности, смотрели с подозрением, как на потенциальных шпионов; существовали ограничения на поездки по стране. «После нежелания советских властей дать В. Пандит возможность побывать в Ташкенте и Тбилиси она заняла прохладную и настороженную позицию в отношении советского правительства» ,- вспоминал Т.Н. Кауль. Контакты с советскими гражданами для иностранцев в целом, а дипломатов в особенности были почти невозможны. Но и те немногие контакты с советскими гражданами, которые были возможны, после указов А.А. Жданова в 1948 году были полностью запрещены.

Чтобы понять, насколько окружающая обстановка удручала сестру Неру, следует учесть некоторые особенности ее характера.

Английский посол в Дели Т. Шоун так охарактеризовал Пандит в депеше в Лондон: «… Было бы несправедливо утверждать, что г-жа Пандит является копией своего брата, тем более, что она обладает независимым складом ума. Тем не менее им во многом присущи одни и те же черты характера – эмоциональный подход к проблемам, пытливый аналитический склад ума, нетерпимое отношение к дуракам, нервный, легко возбудимый темперамент, нетерпение в случае задержек и аллергия на проволочки и однообразие, а последнее не сослужит ей хорошую службу в Москве…» .

Примерно через год, после пребывания на посту посла в СССР, в одном из интервью 24 мая 1948 г. В. Пандит заявила: «… в целом, у нас нет того количества контактов с русскими, которое мы хотели бы иметь. Мы страстно желаем как можно больше таковых, особенно в культурной области… в общем, я обнаружила тенденцию отвергать нас и наши усилия, как не имеющие большого значения, и отождествлять нас с Британией, и не замечать желания наших руководителей построить независимую внешнюю политику, которая так важна в Юго-Восточной Азии» .

«В. Пандит была разочарована. Она не скрывала своих чувств от западных корреспондентов, которые обычно встречались с ней примерно дважды в месяц. Для ее нервов напряжение было слишком велико. Каждое утро она была в ужасном настроении» ,- писал Т.Н. Кауль.

У посла Индии в Москве были плохо налажены контакты с советским правительством. Ей так и не удалось установить должного контакта с советским Министерством иностранных дел. Она огорчалась, что не могла добиться встречи с И.В. Сталиным. «Красота и обаяние Пандит… обычно давали ей преимущества перед ее коллегами мужчинами, когда речь шла о получении аудиенции у глав правительств и государств, в которых она была аккредитована. Но только не в Москве, где к ней отнеслись весьма прохлодно…» , - писал, в частности, по этому поводу индийский политолог Будхрадж.

В конце концов В. Пандит попросила брата отозвать ее из Москвы. Когда Т.Н. Кауль спросил Пандит, не хочет ли она нанести прощальный визит Сталину, она ответила: «Почему я должна обращаться с такой просьбой? Он мог бы сам пригласить меня, если бы захотел» . Это было очень типично для отношения Пандит к Советскому Союзу.

1 апреля 1949 г. В.Л. Пандит отбыла из Москвы в связи с назначением послом в Вашингтон. «Миссис Пандит улетела сегодня утром,- говорилось в срочной телеграмме, отправленной из Москвы английским посольством в Лондон. Перед отъездом она не встречалась с каким-либо представителем власти, даже с Вышинским, который, надо полагать, болен…» .

Имелись проблемы объективного и субъективного характера, как с индийской, так и с советской стороны, вызванные рецидивом холодной войны, и которые тормозили продвижение индийско-советских отношений, несмотря на установление дипломатических отношений. Индийско-советские отношения зашли в тупик. По сути дела, обе стороны придерживались так называемой «политики присутствия», т.е. ограничивались фактом существования индийского посольства в Москве и советского в Дели, лишенных возможности заниматься какой бы то ни было реальной работой.

О работе в Соединенных Штатах В. Пандит писала: «…в Вашингтоне я была мадам Пандит, сестра Неру, и меня как посла поначалу не принимали всерьез… В Вашингтоне комментировали мою одежду, то, как я причесана…» .

Вашингтонское дипломатическое общество подходило ей. Пандит наслаждалась им, любила устраивать приемы и посещать великосветские рауты. Расточительство с ее стороны достигло высшей точки. Без разрешения Пандит брала большие суммы денег из авторского гонорара своего отца у издателя его произведений. Матхаи вынужден был написать издателю письмо, в котором содержался запрет выдавать впредь любые суммы кому бы то ни было без письменного разрешения автора публикаций .

В. Пандит была достаточно неуравновешенной персоной и имела привычку отменять намеченные встречи в самый последний момент. Однажды она так поступила с Генри Кэботом Лоджем – постоянным представителем США при ООН и представителем США в Совете Безопасности. Он был, естественно, раздражен и послал ей записку: «В Бостоне тоже есть брахманы». Старые фамилии Новой Англии в Бостоне назывались «бостонскими брахманами». Кэбот Лодж принадлежал к знаменитой фамилии в Бостоне .

В. Пандит обладала большим даром быть в высшей степени обаятельной, когда собеседник был лицом к лицу с ней, и крайне неприятной, даже злобной, после ухода визитера. Вероятно, это было частью ее дипломатического «искусства».

В начале 1952 г., после завершения срока пребывания в США, В. Пандит вернулась в Индию. В стране проходили первые всеобщие выборы в парламент и законодательные собрания штатов. Пандит была избрана в Нижнюю палату парламента. Она надеялась стать членом Кабинета министров, но Неру не считал уместным, при нормальных обстоятельствах, иметь сестру в своем кабинете. Избрание В. Пандит в 1953 году на пост председателя Генеральной Ассамблеи ООН явилось своеобразной компенсацией для нее .

В. Пандит была разочарована работой в парламенте. Генеральный секретарь МИДа Индии Н.П. Пиллаи убедил ее поехать в Лондон в качестве Верховного комиссара (посла) на место Б.Г. Кхера. Как Верховный комиссар в Лондоне и некоторое время – посол в Ирландии и Испании (1954-1961 гг.) она оставила хорошее впечатление .

После возвращения из Лондона в 1962 г. В. Пандит была назначена губернатором штата Махараштра. Она надеялась, что будет рекомендована в качестве кандидата на пост вице-президента страны вместо С. Радхакришнана, но у Неру были другие планы: он внес на рассмотрение кандидатуру Закир Хусейна .

В мае 1964 г. скончался Дж. Неру. Новым премьер-министром был избран Лал Бахадур Шастри. Он оставил нетронутым кабинет Неру и назначил Индиру Ганди министром информации и радиовещания для того, чтобы укрепить ее положение. Через некоторое время после смерти брата В. Пандит задумала выставить свою кандидатуру на предстоящих дополнительных выборах в Народную палату по традиционному избирательному округу, в котором баллотировался Неру. Премьер-министр Шастри и председатель Конгресса К. Камарадж не возражали, и Пандит почувствовала, что сможет, наконец, получить конгрессистский билет в Кабинет министров. Однако Индира Ганди резко выступила против своей тетушки.

В. Пандит написала из Пуны письмо М.О. Матхаи, в котором просила его приехать к ней, т.к. хотела обсудить с ним свое политическое будущее. В беседе с Пандит Матхаи высказал свое мнение, что она может окунуться в активную политику, если она мысленно смириться с тем, что будет просто членом парламента; стать членом кабинета министров вместе с И. Ганди у нее не было ни малейшего шанса; если она не смириться с этим, то работа только в качестве члена парламента может привести к краху ее замыслов и полному разочарованию; с другой стороны, у нее в парламенте будут возможности и время написать мемуары, которые она давно задумала. Под конец их встречи В. Пандит сказала, что была сыта по горло работой губернатором, которая напоминала ей «обезьяну при шарманщике» .

В.Л. Пандит снова погрузилась в большую политику и была избрана на дополнительных выборах в Народную палату парламента.

Внезапная смерть Л.Б. Шастри в Ташкенте в январе 1966 г. вызвала обострение противоречий в руководстве ИНК. После ожесточенной борьбы внутри парламентской фракции Конгресса большинством голосов премьер-министром была избрана И. Ганди - самая молодая из членов парламента, с наименьшим опытом ведения парламентских дел; она очень нервничала, оказавшись перед закаленными членами парламента, из которых очень многие были настроены по отношению к ней враждебно .

«Возможно, писал обозреватель газеты «Трибюн»,- Виджаи Лакшми Пандит стала бы и президентом Индии. Но ее стремительная карьера была прервана родной племянницей – Индирой Ганди, после того как она заняла пост премьер-министра Индии» .

Во второй половине 1966 г., незадолго до четвертых всеобщих парламентских выборов, Индира Ганди пригласила к себе в кабинет тетушку и сказала ей о предложении лорда Маунтбэттена назначить ее на пост Верховного комиссара в Лондон. «И что же ты думаешь по этому поводу?» - спросила Пандит. Индира Ганди помолчала, а затем очень мягко произнесла: «Тетя, если говорить откровенно, я тебе не доверяю». И далее В. Пандит вспоминала: «Мне приходилось долго притворяться, будто я не понимаю, что происходит, но после ее слов я почувствовала облегчение. Я поднялась из-за стола, подошла к Индире и поцеловала ее в лоб: «Спасибо, Инду, за откровенность». Индира спросила, не хотела бы я на год поехать на работу в Париж. «Ты знаешь, что де Голлю нравишься». Я не согласилась, твердо решив отказаться от своей дипломатической карьеры» .

Годы после смерти брата для В. Пандит были не только полезными, но и мучительными. Она и Индира никогда в прошлом не ладили. После того как Индира стала премьер-министром, положение В. Пандит стало еще хуже. И. Ганди безрассудно находила удовольствие в мщении своей тете, которая по указанию племянницы была исключена из официальных мероприятий, торжественных церемоний. Ходили слухи, что любые контакты с В. Пандит не одобрялись Индирой Ганди. Многие партийные и парламентские функционеры стали избегать ее. Когда обстановка вокруг нее стала совсем невыносимой, В. Пандит сложила с себя обязанности члена Народной палаты (1967 г.), уехала из Дели и поселилась в своем небольшом имении в Дехра Дуне

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то