Анохин вклад в биологию. Институт экспериментальной медицины. Главный научный вклад

(1974-03-05 ) (76 лет)

Биография

Родился в семье рабочего. В 1913 году окончил высшее начальное училище. Чтобы помочь семье, поступил конторщиком на железную дорогу, а затем сдал экзамены на должность почтово-телеграфного чиновника. В этот же период экстерном сдал экзамены за шесть классов реального училища и осенью 1915 года поступил в Новочеркасское землемерно-агрономическое училище. Участвовал в Гражданской войне . В первые годы советской власти - комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А. В. Луначарским , объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга , чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе Анохина.

Даже вариация общего интеллекта - «общая способность» на русском языке - считается функцией типа нервной системы. Недавние впечатляющие успехи в методах нейронной регистрации и интерпретации полученной таким образом информации подчеркивают необходимость интеграции нейронных и поведенческих данных и связывания последних с первым. Более раннее американское мнение о том, что нейрон не имеет никакой информации, важной для анализа поведенческих, больше не выполняется. Современная психология требует, чтобы нейронный уровень имел и продолжает иметь важную роль в поведенческом анализе, поскольку нео-бихевиоризм постепенно заменяется мозговым бихевиоризмом, который по существу идентичен с павловской высшей нервной деятельностью.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев . Уже на 1-м курсе под его руководством проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга».

Имеются также веские доказательства того, что Павлов был на правильном пути, когда он предоставлял истинное словесное обусловливание или приобретение языка - то, что он называл системой второго сигнала - более высокий онтологический статус и когда он отказывался классифицировать его как просто условную вокальную реакцию, тем самым отстаивая качественную отчетливость человека. Рассмотрим клинико-неврологическое доказательство того, что область речи человека обнаружена в ассоциативной коре, в то время как механизмы простой вокализации - животных и человека - внедряются в глубокий мезенцефалион.

В результате П. К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань , где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института.

С 1953 год по 1955 год заведует кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей в Москве.

Отправившись от антропоморфизирующих животных, психология не должна отскакивать от другого экстремально-человеческого зооморфизма. Он специально не пытался распространять свои принципы на любую систему - или даже на какой-либо анализ - социального и социального поведения, в результате чего социальная наука была эмбриональной. Но ученики Павлова и, в особенности, Бехтерев и его ученики, таким образом, использовали концептуальные концепции. Эти два поля сейчас возрождаются, и по всем пунктам марксистско-ленинский и павловский подход к ним.

В 1955 году - профессор кафедры нормальной физиологии 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия). В это время им были сформулированы теория сна и бодрствования, биологическая теория эмоций, предложена оригинальная теория голода и насыщения, получила завершенный вид теория функциональной системы, дана новая трактовка механизма внутреннего торможения , отраженная в монографии «Внутреннее торможение как проблема физиологии» (

Однако не может быть никаких сомнений в том, что в конечном счете, как и в случае психопатологии, социальные и индивидуальные изменения в социальном отношении тесно связаны с процессами обучения и принципами обучения. Таким образом, павловская социальная психология и социология, которая является критической, всеобъемлющей и хорошо систематизированной, может вновь возникнуть с продолжающимся быстрым развитием психофизиологии в Соединенных Штатах.

«Я родился в Овраге»

Павлов был сыном священника Петра Дмитриевича Павлова и его жены Варвары Ивановой. Киона решительно стимулировали его интерес к физиологии, и он провел экспериментальные исследования влияния нервов на кровообращение. Чтобы расширить свои знания по физиологии, Павлов поступил на курс третьего курса в Военно-медицинскую академию после окончания университета в своих исследованиях, которые были направлены прежде всего на теоретическую медицину. Впоследствии он организовал и возглавил физиологическую лабораторию Боткинской клиники и проводил исследования по физиологии кровообращения и пищеварения.

Петр Кузьмич Анохин - один из выдающихся российских ученых и исследователей, создавший теорию функциональных систем, и в значительной сфере поспособствовавший развитию мировой медицины, имел интереснейшую историю жизни, полную нелегких событий и свершений.

Родился он 1898 году в Волгограде в обычной рабочей семье, не имевшей ни большого достатка, ни широких связей. Уже в 15 лет, окончив училище, он устроился работать на железную дорогу, а спустя некоторое время, после сдачи экзаменов, смог устроиться работать почтово-телеграфным чиновником. Учеба давалась молодому Петру Анохину очень легко, и его действительно тянуло к знаниям. А потому, параллельно с новой работой, он экстерном сдал экзамены и поступил в Новочеркасское училище.

В лаборатории Боткина Павлов подвергся воздействию атмосферы «нервизма», которая «расширила влияние нервной системы на максимально возможное количество активности организма». В этот период Павлов написал свою докторскую диссертацию по эфферентным нервам сердца, который он защитил 21 мая.

В то же время он стал директором секции физиологии Института экспериментальной медицины и провел исследования по физиологии пищеварения, которые были обобщены в работе, опубликованной в Тарханове, Павлов перешел в отдел физиологии, к которому он направлялся до конца.

К сожалению, его полному обучению помешала гражданская война, в которой он принимал непосредственное участие и был сторонником свержения текущей власти. После окончания войны Петру Анохину посчастливилось познакомиться с видным политическим деятелем Анатолием Луначарским, которому он рассказал о своем увлечении наукой и желании исследовать работу человеческого мозга.

Научная работа Павлова получила всемирное признание. Павлов обогатил физиологию и естественные науки новым методом и новой методологией. Последнее вытекало из его общей биологической мысли, которая была направлена ​​на изучение всего организма в условиях его нормальной деятельности. Для Павлова живой организм был сложной системой, изучение которой - как и любой системы - требовало использования как аналитических, так и синтетических методов научных исследований. Главной проблемой экспериментальных исследований в физиологии он считал изучение взаимного влияния и взаимного воздействия в организме, а также отношения организма к его окружающей среде.

Начало серьезного обучения

Сам Луначарский о встрече не забыл и похлопотал, чтобы молодого человека приняли на учебу в Ленинградский государственный институт, где очень быстро обретает уважение преподавателей и становится известен как самый подающий надежды студент. Уже через год занятий он проводит свою собственную научную работу, посвященную воздействию звуков разной тональности на возбуждение или торможение в коре мозга. Курировал данное исследование В.М. Бехтерев.

В своем первом исследовании циркуляции он подчеркнул, что такая работа возможна только с помощью метода, который позволил бы систематически исследовать «те взаимоотношения, в которых отдельные составляющие сложной гемодинамической машины обнаруживаются в течение своей жизнедеятельности». при нормальных условиях на неподготовленных животных.

К концу девятнадцатого века существенной проблемой физиологии стала замена традиционного, вивисекретарного метода на долгосрочную, экологическую. Такая замена вызвана логикой развития физиологии; огромный объем данных был накоплен с помощью вивисекреторного метода, но становилось все более очевидным, что весь организм должен изучаться в его естественных условиях. Об ограничениях вивисекции Павлов сказал.

По окончанию учебы в 1926 году, параллельно с работой в лаборатории Павлова, Анохин занимает должность старшего ассистента кафедры физиологии в Ленинградском зоотехническом институте. Там он провел целый ряд важных исследований процессов кровообращения в мозгу и исследовал функции слюнной железы.

Теория функциональных систем

Уже к 1930 году при поддержке Павлова Анохин становится профессором кафедры физиологии в Нижегородском университете. Получив больше времени для исследований и научной работы, Анохин вскоре формирует свой собственный авторский метод изучения безусловных рефлексов, а чуть позже рассказывает о существовании акцептора результата действия. Также уже в 1935 году Петр Анохин разрабатывает собственную теорию функциональных систем, демонстрирующую преимущества его новой методики. В своей теории он объединил частные механизмы в общую систему, в которой все подвержено взаимодействию.

Павлов задумал метод долгосрочного эксперимента, который он представил в лаборатории не только как метод экспериментальных исследований, но и как способ мышления. Непрерывный метод открыл новую эру в физиологии пищеварения и привел к новой работе и концепциям, особенно в экспериментальной хирургии и физиологии мозга. В своей первой лекции по физиологии пищеварения Павлов сказал: Наука движется в разрыве, в зависимости от прогресса, достигнутого в его методах. С каждым шагом вперед в методах мы поднимаемся, так сказать, на более высокий шаг, из которого открывается более широкий горизонт, с предметами, которые ранее невидимы.

В этот же период времени он начинает работать во Всесоюзном центре экспериментальной медицины в Москве, где занимается собственными исследованиями, а также изучением нейрофизиологии со своими коллегами.

Спустя несколько лет он начинает работать совместно с такими известными медицинскими исследователями, как Бурденко и Вишневский. В сотрудничестве с первым он экспериментирует с теорией нервного рубца, а со вторым исследует особенности и последствия новокаиновой блокады.

Поэтому он разработал синтетическую физиологию, призванную «точно определить фактический ход отдельных физиологических явлений в целом и нормальном организме». Объектом исследования Павлова являлись как организм как система, так и любые ее отдельные органы, которые выполняли определенную функцию. Он не интересовался основными принципами и основами жизни, полагая, что они являются предметами не физиологического, а физико-химического исследования. Характеризуя его подход, он писал.

Однако его преданность синтетическому подходу не мешала Павлову аналитического изучения организма, «вдаваясь в глубины клеточной и молекулярной физиологии». Подчеркнув проблемы и цели физиологического анализа, он отметил свою роль в выяснении функциональности механизмы органов. Он выделил четыре уровня или степени экспериментального физиологического исследования - организменного, органического, клеточного и молекулярного - все это должно, в конечном счете, отражать свойства живого вещества. Павлов прекрасно понимал необходимость четкой, регулярной связи между холистическими и аналитическими подходами к научным исследованиям.

Военное время

С началом войны Анохина, как и весь исследовательский центр, эвакуировали в Томск, где он начал заниматься нейрохирургией, работая с нарушениями периферической нервной системы. Эта возможность позволила ему проверить на практике интересовавшие его ранее вопросы, и в процессе он даже написал монографию по пластике нервов.

Будучи основателем организма, он явно предвидел появление клеточной и молекулярной физиологии, которая значительно изменила бы ход органической физиологии. Большая часть исследований Павлова посвящена трем основным направлениям: физиологии кровообращения, физиологии пищеварения, физиологии мозга и высшей нервной деятельности. Его ранние исследования в области физиологии кровообращения были посвящены механизмам, регулирующим кровяное давление. Он описал роль нервного механизма в адаптивной активности кровеносных сосудов, указав роль блуждающего нерва как регулятора артериального давления.

По натуре своей деятельный и продуктивный, Анохин уже в 1942 году приезжает обратно в Москву и использует свой опыт при работе в качестве заведующего физиологической лабораторией в институте нейрохирургии. Там он вновь сотрудничал с Бурденко и даже написал с ним совместную работу о структурных особенностях боковых невром.

Затем, в 1944 году, Анохин был назначен директором института физиологии, образованном на базе всесоюзного центра экспериментальной медицины. Здесь он в течение длительного времени работает и проводит свои исследования, вплоть до тех пор, пока в 1950 году его не увольняют и не отправляют в Рязань из-за того, что его научные взгляды отличались от учения Павлова, а научное сообщество считало это не только неприемлемым, но и оскорбительным.

Орбели основывал свою теорию адаптивной трофической роли симпатической нервной системы. Исследования Павлова по физиологии пищеварения требовали от него разработки новых методов и, таким образом, стали поворотным моментом в его работе. Его метод изучения действия органов пищеварения включал хирургическое вмешательство на весь пищеварительный тракт, выполненный в условиях строгой асептики и антисептики, что позволило ему наблюдать нормальную активность конкретной пищеварительной железы у здорового животного.

Хижиным; и разделение двух ветвей блуждающего нерва и применение фистулы Эк. Таким образом, он позволил более или менее непосредственно исследовать механизмы, регулирующие слюнные железы, желудок, поджелудочную железу, почки и кишечник. Эксперименты Павлова исходили из современных представлений о нервной и гуморальной регуляции пищеварительного процесса и о его последствиях в различных частях пищеварительного тракта. Он показал, что существует тесная связь между свойствами слюнной секреции и потреблением пищи.

Московский медицинский институт

Однако профессор Анохин остался верен своим убеждениям и результатам исследований, и уже через 5 лет сумел вновь вернуться в столицу, где смог устроиться профессором кафедры физиологии в Московский медицинский институт, где на длительный промежуток времени нашел себя и смог совмещать преподавательскую деятельность и исследования.

Шеповальниковым, обнаружил энтерокиназу, которую он назвал «ферментом ферментов» в кишечной секреции. Его теоретические выводы имеют большое биологическое значение. Его теория специфической раздражительности имела особое значение: в доказательстве того, что понятие общей раздражительности является научно несостоятельным, он продемонстрировал определенную раздражительность в различных частях пищеварительного тракта.

Павловская теория пищеварения имела большое значение в клинической патологии желудка и кишечника. После работы над физиологией пищеварения Павлов обратился к физиологии поведения. Павлов основывался на теории эволюции Дарвина, которая подчеркивала психологическую, а также физиологическую непрерывность - и рефлексологию Сеченова, чтобы создать свою собственную теорию поведения. Таким образом, Павлов описал генезис его бихевиоризма: Пришло время для перехода к экспериментальному анализу субъекта с объективной внешней стороны, как и во всех других естественных науках.

За годы своей работы на этой должности он укрепил свое положение, а коллеги начали всерьез воспринимать его теория, в связи с чем, в 1960 году он создал семинар по теории функциональных систем мирового уровня, и на протяжении многих лет являлся его председателем. Он объединял физиологов со всего мира, помогал им взаимодействовать и развиваться, достигать новых вершин и проводить совместные эксперименты. Именно благодаря нему данное направление медицины смогло получить такое серьезное развитие и достичь нынешних успехов и результатов.

Этот переход позволил получить недавно родившуюся сравнительную физиологию, которая сама возникла как один из результатов влияния эволюционной теории. Павлов исследовал активность коры и полушарий головного мозга, основывая свою работу на фундаментальных фактах, понятиях и терминологии физиологии нервной системы. Он решил приблизиться к этим областям, изучив слюнные железы, которые привлекли его внимание из-за их скромной роли в организме и потому, что их деятельность могла быть подвергнута строгим количественным измерениям.

Более того, он уже сталкивался с феноменом «психического» слюноотделения в ходе своих исследований по физиологии пищеварения и желал изучить его дальше. Субъективная психология утверждала, что слюна текла, потому что собака хотела получить кусочек мяса, но Павлов, «экспериментатор с головы до ног», отверг этот метод как ошибочный и решил объективно провести расследование.

Под конец жизни он даже сумел организовать и выпускать журнал «Успехи физиологических наук», в котором объединял знания со всего мира, и параллельно с этим занимался написанием научных работ, различных популярнейших статей и книг. Вклад в развитее мировой медицины он смог внести и своей преподавательской деятельностью, так как многие его студенты стали выдающимися физиологами, и не раз замечали, что таких успехов они смогли добиться именно благодаря помощи Петра Анохина.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то