Естественнонаучные основы и п павлов. Исследования И. П. Павлова в области физиологии пищеварения. Условные рефлексы и промывание мозгов

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является одним из первых научно-экспериментальных подходов, связавших психическую деятельность с внутренними физиологическими процессами.

Иван Петрович Павлов (1849–1936).
В 1875 году закончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1879 году с золотой медалью закончил Медико-Хирургическую Академию. В 1904 году И. П. Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения. Результаты своих уникальных экспериментов по пищеварению были изложены им в книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» в 1897 году.

Наказание. В то время как подкрепление увеличивает вероятность повторения ответа, предпосылка наказания заключается в уменьшении частоты или вероятности повторения ответа. Таким образом, это не совсем противоположное подкрепление, как он изначально думал, и эффекты обычно недолговечны.

Например, до обеда ребенок добирается до печенья, а вы ударяете его по руке. Например, каждый раз, когда ребенок говорит проклятие, вы удаляете один доллар из своего копилка. Применения для установки оператора. Скиннер считал, что наша система образования неэффективна. Он предположил, что один учитель в классе не может многому учить многих учеников, когда каждый ребенок учится по-другому. Он предложил использовать обучающие машины, которые позволяли бы каждому ученику двигаться в своем собственном темпе.

Для изучения системы пищеварения, собаке была сделана сложнейшая операция. Был перерезан пищевод, а в отверстие в желудке была вживлена трубка, которая закрывалась пробкой. Это позволило начать эксперименты с мнимым кормлением животных.

Собака ест, при этом вся съедаемая пища выпадает обратно из верхнего конца пищевода. Через несколько минут такого мнимого кормления начинает выделяться желудочный сок. На разный состав пищи (хлеб, мясо или молоко) железы вырабатывают сок различного химического состава и концентрации ферментов.
Были проведены сотни опытов, в которых изучали химический состав поступающего желудочного сока, его количество для разных видов пищи и необходимые условия, при которых железы начинали выделять этот сок.
В результате экспериментов оказалось, что если кормление связать с каким-либо внешним сигналом (например звуком), идущим непосредственно перед принятием пищи, то данный сигнал будет ассоциироваться с едой. И не просто с едой, а с какой-то конкретной пищей. На сигнал «мясо» слюнные железы будут выделять состав для мяса, а на сигнал «хлеб» – состав для переваривания хлеба.
Подобные временные связи, появляющиеся от сторонних внешних сигналов при определённых условиях, Павлов назвал условными рефлексами. Впоследствии было выяснено, что формируются и закрепляются они в больших полушариях головного мозга.

Открытия в физиологии и психологии

Обучающая машина обеспечивала бы самостоятельное обучение, которое давало бы немедленную обратную связь, немедленное подкрепление, выявление проблемных областей и т.д. Которые учитель не мог обеспечить. Когда сотрудник прибыл вовремя, им было разрешено нарисовать карту. В течение 5-дневной рабочей недели у сотрудника была бы полная рука для покера. Этот простой метод значительно уменьшил задержку сотрудников и продемонстрировал эффективность лечения оперантов на людях.

Существует также много клинических применений, в том числе Ивар Ловаас «метод обучения детей-аутистов, как говорить». Следующая работа направлена ​​на то, чтобы обеспечить широкую перспективу бихевиористского течения в отношении исторического фона, способствовавшего появлению этого движения, его основателей, разработчиков, а также его философских и методологических основ бихевиоризма.

Последующие годы И. П. Павлов посвятил исследованию механизмов работы мозга. Был разработан метод условных рефлексов, создано учение о темпераментах и учение о высшей нервной деятельности. В 1923 году он обобщил данные работы своего института в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных».

Точно так же в рамках настоящей работы предлагается выставить критику и преимущества, которые поведенческий ток получил из научного мира. Аналогичным образом будет обсуждаться применимость этого подхода в различных областях, а также разработка методов лечения.

Психология животных или сравнительная психология, как ее часто называют. Джордж Джон Романес управлял термином, он начал в Англии. Дарвин был великим пионером, его интерес к происхождению человеческого разума, а также особый интерес к сопоставлениям между видами, а также исследования Джорджа Джона Романа по изучению животных, а также знаменитый канон очень важны. от Парсимонии де Г Ллойд Морган; в котором говорится, что когда исследователь хочет объяснить поведение, он должен всегда стараться выбирать самый простой вид разума, который соответствует объяснению наблюдаемых фактов.

Учение о темпераментах
Вместе со своими сотрудниками И. П. Павлов проработал учение Гиппократа о темпераментах, представив его с позиции процессов раздражения и торможения в коре головного мозга. Физиологические основы темперамента были представлены четырьмя основными типами нервной системы:
Во-первых, нервная система подразделялась на сильную и слабую. Представители слабой нервной системы – меланхолики.
Во-вторых, представители сильного типа нервной системы, в свою очередь, разделялись на обладателей уравновешенной нервной системы и неуравновешенной. Обладателей сильной, но неуравновешенной нервной системы, в которой процессы раздражения преобладают над процессами торможения, – отнесли к холерикам.
А затем представителей сильной и уравновешенной нервной системы по степени подвижности нервных процессов разделили на сангвиников (подвижная, сильная, уравновешенная) и флегматиков (слабоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система) (стр. 456–457).
Помимо четырёх основных типов темперамента были предложены к рассмотрению ещё две дополнительные категории людей: художники и мыслители (художественного и аналитического склада ума) (стр. 411).

Жак Леб, представил концепцию тропизма, механистическую интерпретацию поведения, которая не нуждалась в сознании и могла бы идеально применяться к поведению низших организмов. Были разговоры о самоанализе животных, поскольку они упоминали, что если вы хотите оценить животное сознание, нужно поместить себя в ситуацию исследуемого образца и посмотреть, как оно себя чувствует. В некоторых случаях эта процедура становится полезной. Психологи лучше понимали работу крыс в лабиринтах, после того как они научились ходить лабиринтами, но не всегда это возможно, человеку гораздо труднее играть роль протозона, поскольку у него нет никакого специального сенсорного органа.

Учение о высшей нервной деятельности
В 1866 году русский физиолог Иван Михайлович Сеченов выдвинул идею о рефлекторной природе психической деятельности: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Впоследствии эта идея была развита Иваном Петровичем Павловым до учения о высшей нервной деятельности.
Это теория о механизмах работы головного мозга, о деятельности коры больших полушарий, которая обеспечивает приспособление высших животных и человека к окружающей среде. Врождённые рефлексы получили называние безусловных, а приобретаемые при жизни – условных.

Эмпатия лучше всего, когда речь идет о небольших различиях в форме и в биологической структуре. По этой причине существует определенная трудность, когда ее пытаются найти сознание в животном масштабе. Поэтому биологи и психологи пытались установить критерии сознания, определяя точку, где она появилась в животном масштабе, от самого простого до самого сложного. Аргумент по аналогии использовался для установления критической точки: у животного есть сознание, когда у него есть поведение, характерное для человека.

Изучив все более эффективные стратегии, которые использовали голодные животные для выхода из клеток, Торндайк и Морган пришли к идее «обучения проб и ошибок». Результаты этих экспериментов состояли из кривых обучения, которые во время повторных испытаний показали уменьшение периодов, необходимых для выхода из клеток. Эти кривые были связаны с определенными условиями, такими как предыдущее лишение пищи, и привели к объявлению знаменитого Закона о влиянии, в котором, как постулировалось, поведение в конкретной ситуации определялось его удовлетворительными или сбиющими с толку последствиями.

Условный рефлекс – это ключевое понятие в учении о высшей нервной деятельности.
Это временная связь, которая образуется при определённых условиях в результате её подкрепления безусловным рефлексом (например пищей). Впоследствии поведение будет определяться теми сигналами, ассоциациями и командами, которые были образованы и закреплены у него в качестве условных рефлексов.
Понятие условного рефлекса связывает сознание человека с работой больших полушарий головного мозга, предлагает рассматривать их взаимодействие как работу единого целого. Позволяет подходить к мышлению и поведению человека с позиции научной теории и материализма, а не с позиции действия высших потусторонних мистических сил. Впервые была экспериментально показана связь ассоциаций, переживаний и чувств с работой головного мозга, связь души и тела. В этом и заключается главная ценность учения о высшей нервной деятельности для психологии.
Впервые в своих опытах Павлов не только изменял существующие простейшие формы поведения, но и создавал новые временные связи (привычки). Тем самым была предоставлена научная экспериментальная база для зарождавшегося на Западе нового направления в психологии – бихевиоризма.

За этим законом последовал Закон упражнений, который просто говорит о том, что вероятность возникновения ответа на ответ в данной ситуации возрастает в зависимости от того, сколько раз эта ситуация происходила в прошлом. Точно так же Торндайк также представил сложную психологическую теорию стимула-ответа, которая называлась связностью, и в которой ассоциации стимул-реакция формировали сети или иерархии, которые были усилены или ослаблены, в соответствии с законами ассоциация, посредством которой было направлено наше поведение.

Йеркс, который окончательно принял последствия, упомянутые Морганом. Его можно считать лидером американского движения сравнительной психологии не только из-за его веры в сравнительное исследование, но и из-за объема его работ, его настойчивости и того, как он расширил свое влияние в организации расследование. Майт разработал первую лабораторию крыс в Кларке.

Особенности теории
Из учения о высшей нервной деятельности были исключены любые термины и понятия, которые могли бы внести элемент неоднозначного и субъективного толкования результатов проводимых экспериментов. Запрещалось делать какие-либо психологические суждения и вольным образом объяснять желания, чувства и мысли животных. Рассматривались лишь объективные факты, существующие во времени и пространстве. Такие факты, когда можно было бы «показать пальцем: где было раздражение, куда оно перешло» (стр. 145).
Сам Иван Петрович об этом писал, что когда они стали анализировать чувства, желания и представления своих питомцев, то «результат получился совершенно неожиданный, совершенно необычный: я с сотрудником оказался в непримиримом разноречии. Мы не могли сговориться, не могли доказать друг другу, кто прав. До этого десятки лет и после этого обо всех вопросах можно было сговориться, тем или другим образом решать дело, а тут кончилось раздором. После этого пришлось сильно задуматься. Вероятно, мы избрали не тот путь… Мы совершенно запретили себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала» (стр. 227).

Крыса альбиноса адаптировалась так хорошо в лабиринтных исследованиях, что с тех пор она была самым важным лабораторным животным в психологии, а крыса в лабиринте стала стандартной ситуацией для изучения обучения. Сравнительная или животная психология привела непосредственно к бихевиоризму, которая также была объективной психологией. Любая психология, претендующая на то, чтобы рассматривать ум и исключает совесть из его рассмотрения, является объективной психологией.

Эта история не начинается должным образом до дуализма Декарта. Греки были объективными. По их словам, человек сначала беспокоится о внешнем мире, а затем обнаруживает себя. Дуализм материи и формы Аристотеля был объективным дуализмом, поскольку они считались присущими объектам. Он упомянул, что из этих видов деятельности, то есть с чувственного опыта, он приобрел знания, знания, несомненно, организованные и сжатые в абстрактных формах, но также основанные на чувственном опыте. Для него поведение состоит в появлении цепей ассоциаций, ответ на стимул или изображение представлен как новый образ, который вызывает второй связанный ответ и так далее.

В ротовую полость собаке вживлялась трубка, в которую и собиралась слюна различного химического состава.
Автор фото Robert Lawton.

Рефлекс цели - стремления живого организма к обладанию различными ресурсами. Термин введён И.П. Павловым . Вот как он рассказал об этом рефлексе на III-м съезде естествоиспытателей:

Декарт был первым эффективным дуалистом ума и тела. У животных нет разумной души, поэтому они автономны. Точно так же тело механически контролируется, кроме как в отношении его взаимодействия с душой. Можно сказать, что Декарт с этими утверждениями инициировал объективную психологию животных, поддерживаемую его концепцией того, что позже стало называться рефлекторным действием. Для материалистических философов, таких как Ла Меттри, естественно было распространить доктрину Декарта на животных, а также включить человека, заключив, что человек - это машина.

«Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно всё, пустяки, как и всё важное и великое в жизни: удобства жизни (практики), хорошие законы (государственные люди), познания (образованные люди), научные открытия (учёные люди), добродетели (высокие люди) и т. д.

Затем Кабанис попытался определить ум на основе объективных факторов, особенно психологических функций. Для него «ментальные» события - это функции всего организма, а не только ума. По словам Конта, только общественные знания, объективно наблюдаемые, могут быть действительными, самоанализ, который зависит от частной совести, не может предоставить действительные знания. Конт отрицал важность индивидуального разума и энергично критиковал ментализм и субъективную методологию. Конечно, эти два типа исследований предоставят приемлемые данные для ватсоновских бихевиористов.

Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолётное, и только гораздо реже продолжительное, задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели.

Американский функционализм был еще одной тенденцией, которая привела к бихевиоризму. Функциональная психология - это не та же объективная психология. Джеймс, Дьюи и Анжелл сохраняли сознание в психологии, думая, что это будет способствовать правильному функционированию организма. С другой стороны, функциональная психология может быть объективной и делает объективную психологию легко приемлемой.

Об отрицании души

Бихевиоризм - это своего рода функциональная психология, хотя это гораздо шире. Психические тесты, психопатология, детская психология и все виды прикладной психологии более полезны как функциональная психология, которая мало или вообще не уделяет внимания сознанию и самоанализу.

Рефлекс цели не есть нечто неподвижное, но, как и все в организме, колеблется и изменяется, смотря по условиям, то в сторону усиления и развития, то в сторону ослабления и почти совершенного искоренения. И здесь опять бросается в глаза аналогия с пищевым рефлексом.

Правильным пищевым режимом - соответствующей массой еды и правильной периодичностью в приеме пищи обеспечивается всегда здоровый сильный аппетит, нормальный пищевой рефлекс, а за ним и нормальное питание. И наоборот. Припомним довольно частый житейский случай. У ребёнка весьма легко возбуждается от слова об еде, а тем более от вида пищи, пищевой рефлекс ранее надлежащего срока. Ребёнок тянется к еде, просит еду и даже с плачем. И если мать, сантиментальная, но не благоразумная, будет удовлетворять эти его первые и случайные желания, то кончится тем, что ребёнок, перехватывая еду урывками, до времени надлежащего кормления, собъёт свой аппетит, будет есть главную еду без аппетита, съест в целом меньше, чем следует, а при повторениях такого беспорядка расстроит и своё пищеварение и своё питание.

Наука и жизнь животных

Первый из них использовал термин объективная психология, чтобы первоначально обозначить их работу, а затем назвал рефлексологию имени. Считалось, что основное философское и методологическое положение Сеченова было почти то же, что и у Уотсона в его объективности.

Сеченов утверждал, что вся мысль и разум зависят от стимуляции к существованию и что «все действия сознательной или бессознательной жизни являются рефлексами». Павлову было очень приятно читать работы Сеченова, оставаясь на их влиянии. В своем самом известном эксперименте колокол был сыгран сразу перед тем, как положить мясо в рот собаки. Сначала не было слюноотделения, пока мясо не было во рту, но когда была установлена ​​связь между колоколом и мясом, единственным звуком этого было слюноотделение собаки.

В окончательном результате ослабнет, а то и совсем пропадёт аппетит, т. е. стремление к пище, пищевой рефлекс.

Следовательно, для полного, правильного, плодотворного проявления рефлекса цели требуется известное его напряжение.

Англосакс, высшее воплощение этого рефлекса, хорошо знает это, и вот почему на вопрос: какое главное условие достижения цели? - он отвечает неожиданным, невероятным для русского глаза и уха образом: существование препятствий. Он как бы говорит: «пусть напрягается, в ответ на препятствия, мой рефлекс цели - и тогда-то я и достигну цели, как бы она ни была трудна для достижения». Интересно, что в ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели. Как это далеко от нас, у которых «обстоятельства» всё извиняют, всё оправдывают, со всем примиряют! До какой степени у нас отсутствуют практические сведения относительно такого важнейшего фактора жизни, как рефлекс цели. А эти сведения так нужны во всех областях жизни, начиная с капитальнейшей области - воспитания.

Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности

По крайней мере, он все еще отвечал какое-то время. После этого он прекратил слюнотечение при звуке колокола, если только время от времени ему не давали мяса. Бехтерев защищал объективный подход к проблемам психологии и не соглашался с менталистскими терминами. Поддержка бихевиоризма, помогающая объективной психологии в борьбе с интросцепцией.

Павловские фразы и бихевиоризм

Иван Павлов - один из самых известных персонажей в психологии. Ватсон, является максимальным показателем того, что известно классическому обучению, вводной темой карьеры психологии и одной из основ обучения и поведения человека. Если вы хотите узнать больше об этой теории, в этой статье мы объясним вам это: «Классическое кондиционирование и его наиболее важные эксперименты». Поскольку вклад Павлова отмечен до и после в науке о поведении, мы хотели составить список его лучших фраз.

Рефлекс цели может ослабнуть и даже быть совсем заглушён обратным механизмом. Вернёмся опять к аналогии с пищевым рефлексом... Как известно, аппетит силен и невыносим только в первые дни голодания, а затем он очень слабнет. Точно так же и в результате продолжительного недоедания наступает заморенность организма, падение его силы, а с ней падение основных нормальных влечений его, как это мы знаем относительно систематических постников. При продолжительном ограничении в удовлетворении основных влечений, при постоянном сокращении работы основных рефлексов падает даже инстинкт жизни, привязанность к жизни. И мы знаем, как умирающие в низших, бедных слоях населения спокойно относятся к смерти. Если не ошибаюсь, в Китае даже существует возможность нанимать за себя на смертную казнь.

Когда отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушное или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе, навевают мрачное настроение, я говорю себе: нет, это не коренные наши черты, это - дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права. Оно сделало из барина тунеядца, освободив его, в счёт чужого дарового труда, от практики естественных в нормальной жизни стремлений обеспечить насущный хлеб для себя и дорогих ему, завоевать свою жизненную позицию, оставив его рефлекс цели без работы на основных линиях жизни. Оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо, без всякой жизненной перспективы, раз постоянно на пути его самых естественных стремлений восставало непреодолимое препятствие в виде всемогущих произвола и каприза барина и барыни.

И мечтается мне дальше. Испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательным уходом, специальной гигиеной. То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели. Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и всё учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем, быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы».

Павлов И.П., Рефлекс цели / в Сб: Павлов И.П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, М., «Медгиз», 1951 г., с. 199-201.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то