Волшебная метла ведьмы. Ведьма на метле в истории народов

Почему в истории, в сказках принято изображение ведьмы на метле , на ее волшебном атрибуте и средстве передвижения по воздуху? Ведь это не просто плод человеческой фантазии, а возможно, какой-то определенный символ, который держит свое начало испокон веков и сохраняется по сегодняшний день. Существует много значений символа метлы. Но каждый из них поддерживает главную характеристику этого атрибута — связь с неизведанным, потусторонним, волшебной силой.

Божественные ведьмы

1. Метла очень часто встречается не только как символ ведьмы, но и как символ многого другого могущества на земле. Если вспомнить русские сказки, то метла была одним из атрибутов Бабы-Яги, которая летала в ступе, погоняя по воздуху метлой.

2. В Древнем Китае существовала богиня Сяо Чинь, которую чаще называли Дамой с метлой. По приданиям, ведьма на метле посылала людям хорошую погоду, а жила на Звезде Метлы Сяо Чоу. Поэтому, если китайцев длительное время беспокоила плохая погода и дожди, они вырезали из бумаги метлу, и прикрепляли ее к внешней стороне двери, призывая, тем самым, к помощи этой богини.

3. Ацтекской богине Тласолтеотль также приписывали метлу как главный символ. Эта богиня олицетворяла очищение от похоти, разврата и недозволенных страстей. Камышовой метлой она символически выметала эти грехи.

4. В образе индийской богини Дхумавати присутствует метла или веник, как один из ее атрибутов. Эта богиня (от санскр. дхума — «дым», и вати — «несущая») представляет собой силу сожжения, после которой остаются лишь пепел и дым. Она дарует способность достижения четырёх целей (дхарма, артха, кама и мокша).

Назначение метлы

Итак, метла — это атрибут божества многих народов мира, предназначение которой мести, то есть «проводить силу» или «выметать зло», другими словами метлу можно назвать проводником между мирами. способна замести за собой следы между «миром живых» и «миром мертвых», не дав проникнуть одним существам в другую параллель. Метла может «вымести плохое из дому» или «замести хорошее». Именно с этим атрибутом связано очень много примет и ритуалов. Например, девушки на Руси, желая выйти поскорее замуж, заметали сор с улицы в избу со словами: «Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов». Точно таким же способом можно было избавиться от бед и проблем, только выметая из дома мусор и произнося другой заговор.

Двойственность символа

Европейцам и славянам характерна двойственность символа изображения ведьмы на метле . У дальневосточных народов преобладают положительные качества атрибута. Корейцы же считают, что если долго пользоваться метлой, то она превратиться в одноногого беса Токкэби. Метла для японцев — это символ очищения, а у китайцев она позволяет устранить все невзгоды и считается символом мудрости. Возможно метла выбрана как магическая реликвия благодаря обширности значения одного и того же свойства «мести»: заметать - то есть прятать, выметать — то есть очищать и наметать — то есть притягивать. Это может так же объяснить неоднозначность символа метлы.

Энергия метлы

Метла обладает энергетикой деревьев, поскольку основной материал ее изготовления, это ветки и прутья. В книгах по оккультизму настоящую «ведьмину метлу» изготавливают из трех деревьев: основой служила палка орешника, к которой крепились дубовые ветки путем перевязывания березовыми прутьями. Орешник — магическое дерево, которое оберегает от злых сил и дает защиту от стихии, дуб символизирует силу и мудрость, а береза означает свет и гибкость.

Ведьмы умеют летать?..

Они летают на метле или на чем-то или на ком-то еще? Или…?

И, вообще, что есть полет для ведьмы?..



Ведьма, верхом на метле, летящая на фоне луны, это – азбучный образ ведьмы, утвердившийся в массовом сознании. Особенно среди людей, далеких от ведьмовства, или среди тех подростков, которые, прочитав замечательные романы о Гарри Поттере, перенесли большую часть написанного на современные магические и языческие практики.
Однако, любая современная ведьма, посмеется над подобными воззрениями. И в тоже время, вполне серьезно заявит о том, что «да, она – летает!»
Так как же выглядит правда о ведьмовском полете?


Откуда пришли мифы
Образ летающей ведьмы корнями своими уходит в глубину веков.
Одни источники восходят к древним мифам о том, что ведьмы умели превращаться в птиц - ворон и сов, и таком виде передвигались по воздуху. Со временем возникло мнение, что для полета ведьмы пользуются различными вспомогательными средствами, например, метлами или демонами, принимающими облик животных. И с тех пор в умах обывателей, прочно закрепилось мнение о том, что ведьмовские полеты – это нечто дьявольское, это то, чем дьявол наделил своих последователей (ехидный смех тех ведьм, что читают эти строки, я полностью разделяю!).


Так в чем же правда?
Начнем с того, что ни Дьявола, ни его понятия в Викке и ведовстве нет. А значит – и подарков от него мы никаких не получаем.
Это – во-первых.
Во-вторых, в рассказах о превращениях часто имеется ввиду не физическое превращение, а внутреннее, когда во время мистических трансов, медитативных путешествий, ведьма оборачивается в птицу, зверя или еще в какое-то существо и именно в этом облике совершает свое странствие. Другие источники восходят к римской мифологии, повествующей о Дикой охоте богини Дианы, которая мчится по ночному небу, неся гибель немногочисленным путникам. Эти мифы переплелись с более поздними рассказами о летающих итальянских ведьмах – стрегах.
При этом выбор средства передвижения, зависел о расстояния, которое надо было преодолеть. Чаще всего ведьмы преодолевали расстояния пешком – точно так же, как любят это делать современные последовательницы ведовства.
Но если расстояние оказывалось слишком большим…
народный фольклор уверен, что в этом случае ведьма прибегала к магическим методам. И чаще всего, она весело садилась на метлу и отправлялась в путь.

Почему именно метла???

Метла или Помело – это один из древнейших магических инструментов. В Древней Греции она являлась символом Гекаты как триединой Богини, как богини, связанной с деторождением. Ее жрицы - акушерки после рождения ребенка обязательно обметали порог дома, чтобы избавиться от злых духов.
С тех самых пор метла, в глазах человека, всегда имела непосредственное отношение к магии и вскоре стала непременным атрибутом европейских ведьм.
В эпоху гонений ведьм обвиняли именно в полетах на метле, и это рассматривалось как доказательство их связи с дьяволом. Да-да, мы опять вернулись к излюбленным выдумкам средневековой церкви.
И, повторюсь, сказки о ведьмах, летающих на метлах – это результат неправильного объяснения и непонимания сути медитативных и астральных путешествий.

«Летательная мазь»
Другой важнейшей составляющей ведьмовского полета была, конечно же, особенная «Летательная мазь». Ее еще называли Зеленая мазь, Волшебная или Волчья мазь. Согласно преданиям, последняя особенно использовалась оборотнями. Она давала им возможность обернуться волками.
Как тут не вспомнить мифы о превращениях ведьм в птиц!
В документах, описывающих следствия эпохи гонений, можно встретить такие описания:
«…при обыске чулана был обнаружен флакон с мазью, которой женщина смазывала шест, на котором она перемещалась по воздуху…»
«…ведьмы признают, что в определенные дни и ночи они смазывают шест и летят на нем в условленное место»
И все-таки, такую мазь было принято наносить на кожу.
В ее состав входили:
Дурман - используется для крепкого сна, в защитной магии, в шаманских практиках;
Аконит – используется в магии защиты;
Белладонна – используется в военной магии, для астральных путешествий, усиливает видения; к ней прибегли, чтобы заглянуть в будущее;
Черная белена – ее использование в магии дарует любовь, ясновидение, помогает при вызове духов; используется так же в культе Кибелы;
Болиголов – используется для астральных путешествий, разрушение чар, сексуального влечения; очень сильное средство очищения.
Все эти растения:
*находятся под покровительством Сатурна,
*являются растениями богини Гекаты,
*ядовитые: попадание сока или частей этих растений на кожу может вызвать раздражение,
*обладают галлюциногенным эффектом.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что такая мазь использовалась для:
*шаманских практик,
*астральных и медитативных путешествий,
*для вызова видений и вещих снов,
*в практиках прорицания.
Т.е. – для получения знаний.


Метла и современная ведьма
Сегодня метла – это очень важный атрибут ведьмы. Только используется он – не для полетов.
Это один из чудесных инструментов, используемый как в магии, так и в быту:
1.Готовясь к ритуалу, ведьма подметает ритуальное пространство (место проведения магического ритуала) магической метлой. Однако, такое подметание – это нечто большее, чем физическое очищение. Чаще всего, метла не касается земли. Подметая, ведьма представляет, как метла выметает астральный «мусор», скапливающийся в любом месте, где живут люди.
Такая очистка ритуального пространства способствует более удачному выполнению ритуала.
Однако метлу можно использовать и для очищения вашего дома от негативной энергии.
Для этого: начните от входной двери и метите против часовой стрелки. Когда вернетесь к началу, откройте дверь и выметите весь негатив наружу.


2. Так как в современных практиках метла чаще всего используется в ритуалах очищающей магии, то ее принято связывать со стихией Воды. Поэтому, ее рекомендуется использовать во всех видах водных заклинаний, включая любовную магию, а также – для психологической работы.
3. Защитная магия тоже не оставила метлу в стороне.
В традиции многих народов, принято ставить метлу у дверей прутьями вверх, положить ее поперек порога. В этом случае метла защищает от зла и заклятий и дом, и всех живущих в нем.
А уж если маленькую метелку положить под подушку, она отгонит кошмары, будет навевать хорошие сны и охранять спящего. Этакий европейский вариант «Ловца снов» получился.
Хе-хе, кстати, когда ведьма ставит метлу прутьями вверх (или прикрепляет так на стене своей гостиной) – этим действом она еще и оказывает почитание Богине.
4. Метла считается не только символом защиты, но и символом плодородия. Сегодня некоторые викканские и языческие ритуалы обручения включают в себя прыжки через метлу. Считается, что таким образом, пара благословляется силой плодородия. В этом случае рукоять метлы символизирует мужчину, а прутья – женщину.

Ведьмина метла: сделай сам
Если вы хотите сделать свою магическую метлу, вы можете использовать старую магическую формулу:

палка из ясеня, прутья березы, ивовая оплетка.

Ясень привносил защиту, береза — очищение, а ива - посвящена Богине, и в первую очередь – Богине Луны.
Конечно, ветки с любых деревьев и кустов могут быть использованы вместо метлы.
Для ведьмовской метлы также подходящими являлись:
Вереск (Calluna vulgaris) – это растение, которое открывает врата, соединяющие наш мир с миром фей. Латинское название происходит от греческого «подметать» - из него делали веники и метлы.
Береза – использовалась в защитных целях, ей также приписывались очищающие свойства. Именно из березовых веток традиционно делались ведьмины метлы.
Впрочем, вы можете добавить ветви и пахучие травы тех растения, которые считаете нужным.



Свобода полета...
И все-таки, неужели ведьмы летают только во время астральных и медитативных путешествий?..
На протяжении многих веков метла – это символ ведьмы и колдовства. Она олицетворяет уютный домашний очаг, дом и… свободу полета.
И в самом деле, полет – это состояние абсолютной свободы. И оно достигается не только во время медитативных странствий. Состояние полета ведьма может почувствовать… в любой момент, в который пожелает.

Почему?

Потому, что ведьма – абсолютно свободна. Всегда.

Мы – гармоничная часть окружающего мира – паутины. Его бескрайние просторы – часть нашей души.
Благословляя новый день, с его холодным дождем или ярким солнцем, с его ледяной метелью или сатиново - серым небом, затянутым тучами, вдыхая воздух этого дня, мы чувствуем, как крылья нашей души расправляются навстречу новому дню и тем свершениям, что он нам несет.
А где крылья – там полет.

Нужно лишь набраться смелости и сделать шаг навстречу сияющей бездне новых дел…


Как вы уже догадались — речь пойдет о тех незаменимых предметах ведьминого обихода,без которых до ближайшего шабаша семь верст не круг 🙂

Самые ранние представления о ведовских сборищах указывают на ночные полеты ведьм по воздуху для вызывания гроз и ливней, для скрадывания Солнца, Луны, звезд и т. п. Такие ночные поездки рисует нам «Эдда», где ведьмы называются queldridha (Abendreiterin - ночные всадницы). В славянском фольклоре ведьмы, летая ночью по воздуху, блестят яркими огоньками, то есть молниями. Русские ведьмы и Баба-яга носятся по воздуху в железной или деревянной ступе,погоняя пестом или клюкой и заметая след помелом, причём земля стонет, ветры воют, а духи нечистые издают дикие вопли.Иногда ее можно встретить разъезжающей по мелким делам и на свинье,что впрочем,не редкость и для других. Подобно скандинавским богам,Тору,ездящему на козлах, Фрее - на кошках и т. д., ведьмы совершают свои полеты на излюбленных животных - на волках, взнузданных и погоняемых змеями, на боровах (вспомним служанку булгаковской Маргартиы!), козлах, медведях.Перед полетом ведьмы мажут себя волшебными мазями из колдовских растений, брызгают водой, вскипяченной вместе с пеплом купальского костра (русская мифология), творят заговоры. Ведьмы Африки для того, чтобы летать по ночам на спинах гиен или муравьедов, натирали руки и лицо белой мазью mushonga, а в племени кагуру ведьмы для этой цели привязывали себя к брюху гиен. Ведьмы Южной части Тихого океана летают в подземный мир, купаются и натираются мазями, после чего они блестят как райские птицы, именем которых их и называют. Затем они отправляются к дереву, карабкаются по стволу вверх и исчезают вдали, чтобы из подземного мира добыть прежде всего семена huyowana, то есть «счастья».

А вот в последние века именно метла считается основным более современным средством передвижения ведьм.

Сидя верхом на метле, ведьма взлетает в воздух с невероятной скоростью. Существуют разные теории того, почему метла ассоциируется с ведьмой. Согласно наиболее правдоподобной из них, метла является символом женского домашнего хозяйства, «рабочим инструментом» каждой женщины, а ведьмы, по большей части, — именно женщины. В прежние времена женщина обычно подпирала метлой дверь снаружи или втыкала ее в дымоход, как знак соседям и гостям, что ее нет дома. Отсюда всего один шаг до представления, что ведьмы, которые могут летать, используют свое наиболее привычное орудие и, сидя на нем, вылетают через трубу. Другая теория утверждает, что связь между ведьмой и метлой восходит к древности, когда язычники исполняли ритуалы, связанные с плодородием, чтобы посевы дали богатый урожай. Они садились на метлы, жерди и вилы и скакали на них по, танцуя и подпрыгивая высоко в воздух.

Расположение прутьев на метле со временем менялось. Сначала прутья находились сзади так, чтобы ведьма могла заметать свои следы на небе,но в конце XVII века ведьм чаще изображают сидящими на метле, прутья которой направлены вперед и вверх. В прутьях закреплена свеча, чтобы освещать дорогу.

Иногда считалось, что дьявол вручает каждой новопосвященной ведьме метлу и специальную мазь; по другим преданиям, он наделял ими только слабых ведьм, нуждающихся в помощи. Колдуны, как и ведьмы, тоже летали на метлах, хотя на рисунках мужчины чаще изображены верхом на вилах.

Известно,что имеется несметное количество снадобий,которыми можно воспользоваться для полета,но точные их составы,конечно же,известны только летающим. В одном из протоколов ведовских процессов 1596 года в деле некоей Агнессы Герхард и ее подруг, летавших по ночам на «dantz» (танец), звучит, что они «натирали подошвы ног мазью», а сама Агнесса «брала папоротник, морозник, лещину и все это варила вместе с одним яйцом в масле, чтобы получить мазь».

Заметим, что полет на шабаш далеко не всегда был безопасным занятием.

Например, известный демонолог Мартин Антуан Дель Рио (1551-1608 г.г.) писал, что «в 1587 году солдат, стоявший на карауле, выстрелил в темное облако, и, подумать только, к его ногам упала женщина. Теперь что скажут те, кто отрицает, что ведьмы ездят на собрания? Они скажут, что не верят в это; позвольте им оставаться столь же неверующими, потому что они не верят очевидцам, которых я могу представить во множестве» (Изыскания в магии, 1596 г.).

В мрачные времена инквизиции судьи конфисковали в качестве доказательств мётлы, вилы, палки, рогатины. Особо искали горшочки с мазью. Жаль только, что мазь, попав в руки правосудия, теряла свою магическую силу, а чёртовы порошки переставали быть ядовитыми. Подсудимые оправдывались, что следствие овладело вовсе не ядом, а скажем, крахмальной мукой, но трибуналы редко верили оправданиям. Иные ведьмы пробовали составить себе алиби из того, что дымоход в их доме тесен даже для кошки.

“Это неважно,- возражали судьи. — Демон, этот дивный искусник с непостижимой быстротой раздвигает кирпичи в каминной трубе в момент вылета, а потом сдвигает их обратно”. Замужние женщины оправдывались тем, что всю ночь провели в кровати с мужем. Мужья подтверждали, что так оно и было. Тогда судьи объясняли им — непонятливым — что каждая ведьма может смазать ухо и спину мужа волшебной мазью, и он будет спать до утра, обнимая подушку или связку соломы. Под утро она снова ляжет в кровать и прижмётся к супругу.

Во время ночных слетов ведьм, таких как Вальпургиева Ночь, горожане часто выставляли серпы и косы, чтобы убивать ведьм, которые падали со своих метел. Кроме того, они звонили в церковные колокола, которые обладали силой сбрасывать на землю метлы и сидящих на них ведьм.

Все началось с хлеба. В Европе эпохи средних веков и начала Ренессанса хлеб пекли в основном из ржаной муки. А рожь и некоторые близкие ей злаки иногда бывают заражены грибком – спорыньей – который в больших дозах может вызвать смерть. Между тем, небольшие дозы спорыньи являются мощным галлюциногенным средством.

В летописях той эпохи часто упоминается некий недуг европейцев, который получил название «танцевального помешательства»: на улицах городов и деревень временами можно было встретить группы танцующих людей, изо рта которых шла пена и которые часто несли всякий вздор – и так продолжалось до тех пор, пока они не падали от изнеможения. Люди, пережившие это «помешательство», позже рассказывали о невероятных видениях, которые его сопровождали. (В 20 веке, занимаясь изучением спорыньи, Альберт Хофманн - Albert HofMann - открыл галлюциногенные свойства ЛСД.)

Вскоре люди – как они это часто делают – решили воспользоваться этими знаниями и найти способ приручить спорынью, в частности в качестве галлюциногена. Они также начали экспериментировать с другими растениями. Дэвид Кролл (David Kroll) из Forbes пишет, что галлюциногенные вещества содержатся также в Atropa belladonna (белладонне обыкновенной), Hyoscyamus niger (белене), Mandragora officinarum (мандрагоре) и Datura stramonium (дурмане обыкновенном). В 16 веке врач испанского двора Андрес де Лагуна (Andrés de Laguna) заявил, что он нашел «горшок, полный зеленой мази, изготовленной из таких трав, как болиголов, белладонна, белена и мандрагора», в доме людей, обвиняемых в колдовстве.

Ведьминский процесс в Салеме

Так откуда в этих легендах взялись метлы? Дело в том, что для достижения галлюцинаций первым наркоманам требовался несколько более сложный метод употребления наркотика, чем простое проглатывание. При проглатывании эти старинные галлюциногены могли спровоцировать массу неприятных побочных эффектов – в том числе тошноту, рвоту и раздражение на коже. Тогда люди поняли, что, если эти вещества попадают в организм через кожу, это может вызывать галлюцинации, которые не сопровождаются неприятными побочными эффектами. Они также выяснили, что лучше всего эти вещества впитываются потовыми железами подмышек и слизистой оболочкой половых органов.

Таким образом, люди использовали свои накопленные знания в области фармакологии для производства наркотических бальзамов – то есть «колдовских снадобий». А чтобы наносить эти снадобья с максимальной эффективностью, они воспользовались одним из инструментов ведения домашнего хозяйства – метлой. В частности черенком метлы – думаю, смысл вы уловили.

В одном из документов 1324 года говорится следующее:

«Во время обыска в комнате леди они обнаружили трубку с мазью, с помощью которой она наносила вещество, после чего она долго скакала и бегала».

В 15 веке Джорданес де Бергамо (Jordanes de Bergamo) написал следующее:

«Простой народ верит, а ведьмы признаются в том, что по определенным дням или ночам они наносят зелье на метлу и едут на ней к назначенному месту или намазывают себе подмышки и другие волосистые места».

Итак, мы теперь знаем, откуда взялись метлы. А как насчет полетов?

Отчасти образ полетов на метле объясняется местом метлы в языческих ритуалах. Метла воплощает в себе баланс мужской энергии (черенок, превращающийся в фаллический символ) и женской энергии (щетина) – это объясняет, почему метлу часто использовали во время церемоний бракосочетания. Однако более правдоподобным объяснением может служить то, что люди, подсевшие на «колдовское зелье», в самом практическом смысле использовали черенок метлы, чтобы словить кайф. Фактически, они пользовались своими метлами, чтобы «взлететь».


Видимо, так оно и было на самом деле. В 1966 году Густав Шенк (Gustav Schenk) описал эффекты воздействия тропановых алкалоидов следующим образом:

«Мои зубы были крепко сжаты, и мной завладела дурманящая ярость… но я также знал, что меня переполняло особое чувство радости, связанное с бредовым ощущением того, что мои ноги становились легче, что я становился больше и освобождался от моего тела. Все части моего тела как будто отделялись друг от друга, и я испугался, что распадаюсь на части. В то же время я испытывал упоительное ощущение полета… Я взлетел туда, где мои галлюцинации – облака, низкое небо, стада животных, опадающие листья… вздымающиеся клубы пара и реки жидкого металла – кружились вокруг меня.

Теперь вы знаете всю историю – от ржи до летающих метел. Однако в культурном воображении «ведьмам» необязательно было изменять назначение этих инструментов уборки, чтобы их обвинили в колдовстве. В 1976 году Линнда Капорэл (Linnda Caporael) представила свою работу, в которой она предположила, что Массачусетс 17 века стал невольной жертвой вспышки заражения ржи спорыньей.

Вокруг ее работы до сих пор не утихают споры, однако позже ученые доказали обоснованность ее предположений: в 1692 году Массачусетс действительно пережил вспышку заражения посевов этим грибком, ставшим основой «колдовского зелья».

Где был эпицентр этой вспышки? В Салеме (в 1692 году состоялся Судебный процесс над салемскими ведьмами, - прим. перев. ).

А Гарри Поттер еще не знает

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то