Глиняный гусь свистулька сканворд. Чистый звук глиняной свистульки. Глиняная игрушка каргопольская: история возрождения

Народные свистульки используются по всему миру - в Латинской Америке, Китае, Африке, восточной Европе и других местах. Во многих культурах свистулька считается детской игрушкой, в Европе она распространилась в этом качестве в середине XIX века.

Название «окарина» применяется как ко всему семейству свистковых флейт, так и к конкретной разновидности, изобретённой Джузеппе Донати в 1853 году и используемой в классической музыке; её также называют «классическая окарина».

К окаринам относят древнейшие инструменты - свистульки, которые имели разнообразную окраску и специальное свистковое устройство и три-четыре игровых отверстия, дающее различные звуковые комбинации. В глубокой древности эти примитивные инструменты сопровождали разнообразные обряды и праздники.

Свистулька «Утица». Карачунская игрушка. Мастер: Людмила Дедова , CC BY-SA 4.0

В России свистульки изготовлялись повсеместно как народный инструмент - знаменитые , и свистульки, но выполняли больше сувенирно-декоративные функции, обладали достаточно ограниченным диапазоном.

Основную массу изделий мастеров составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.

Форма и техника игры

Большинство окарин имеют околосферическую форму, классическая окарина - яйцеобразную, однако известны окарины самых разных форм и с разным количеством отверстий для пальцев.

У окарин часто встречается мундштукообразный выступ, завершающийся отверстием для вдувания воздуха. При игре на окарине поток воздуха направляют на относительно острый край отверстия, благодаря чему воздух начинает вибрировать и издаёт звук.


Путеводитель по русским ремеслам , CC BY-SA 4.0

Особенностью окарины является зависимость высоты звука исключительно от площади отверстий: ввиду конструкции инструмента при игре не важен порядок их открывания, если они одинакового диаметра. Два отверстия равного размера могут производить три ноты (оба закрыты, одно открыто, оба открыты), если они имеют разный размер, то количество нот увеличивается до четырёх.

Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий и издают сразу несколько звуков. Обычно окарина не может играть один и тот же звук через несколько октав на той же комбинации пальцев, как другие музыкальные инструменты.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Окарины без отверстий или с одним отверстием, использующиеся только в утилитарных целях (охота, сигнализирование) обычно называют свистками. Благодаря небольшому размеру свистульки часто подвешивают на шнурках как медальоны.

История

Простейшие свистковые флейты изготавливали из крупных семян, орехов, раковин моллюсков, костей и овощей, например, тыкв. Самая древняя разновидность окарины - китайский керамический инструмент сюнь , самые ранние известные сюни относятся к IV тысячелетию до нашей эры (однако очень вероятно, что более ранние экземпляры просто не сохранились), к XVIII веку нашей эры количество отверстий в ней достигло шести.

В Африке распространены деревянные, тыквенные и другие растительные ромбообразные окарины с 2-3 отверстиями, на них, в частности, играют пастухи; в Новой Гвинее их обычно изготавливают из глины, в доколумбовой Центральной Америке количество отверстий в окаринах сильнее варьировалось, от 1 до 4 и более. В густой тропической сельве с помощью окарины, которую подвязывают на верёвку и раскручивают рядом с собой, путешественники дают знать о себе окружающим.


Свистулька «Гармонист на поросенке». Карачунская игрушка. Автор: Галина Котельникова Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Современную окарину изобрёл итальянский мастер, изготавливавший музыкальные инструменты, Джузеппе Донати. Его керамическая окарина с 10 отверстиями настраивалась под европейскую нотную шкалу. Инструмент Донати назвал «гусёнком» по сходству формы с гусиным клювом. Донати гастролировал по Италии с ансамблем из родного Будрио, игравшим на окаринах. Некоторые исполнители впоследствии вернулись в Будрио и заложили существующую и в XXI веке традицию изготовления там окарин.

Позднее в Германии появились фарфоровые свистковые флейты, также для производства окарин в Европе употреблялся металл. С появлением пластмассы её тоже начали использовать при изготовлении этого инструмента. Окарина Донати имела два ряда по 4 отверстия одинакового размера и два больших боковых отверстия для больших пальцев.


ГЛИНЯНЫЕ СВИСТУЛЬКИ

СВИСТУЛЬКА - фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

Глиняная свистулька появилась в 8-ом веке до нашей эры. Сначала их трудно было распознать - сохранились просто комочки глины. Но исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. Они используются в народных ансамблях, как своеобразные музыкальные инструменты.

1. духовой музыкальный инструмент

2. Народная игрушка

Духовой музыкальный инструмент

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Выполняется в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок.

Народная игрушка

Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки".

Из чего делают свистульки

Для изготовления свистулек используют глину .

Глина — мелкозернистая осадочная горная порода.

В состав глины входят различные минералы:

а) глинозем, т. е. оксид алюминия Al2O3 , он придает белый цвет после обжига;

б) кремнезем, т.е. оксид кремния SiO2 , глина после обжига приобретает бурый цвет;

в) вода, Н2O

Из хорошо промятой глины лепили игрушки.

Как появляется звук в свистульках

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Этапы лепки свистульки

Используют технику налепа - способ изготовления глиняного изделия путем присоединения деталей к некой основе. Т.е. к корпусу глиняного свистка прилепляются последовательно: сверху шея и голова, снизу две ножки, по бокам два крыла - так вылепляются или рождаются из-под рук народных мастеров все глиняные игрушки.

1. Для создания свистульки нам понадобится: кусок глины, баночка с водой, тряпочка и стеки

2. Хорошо проминаем глину, чтобы в ней не остались пузырьки воздуха

3. Разделяем кусочек на два комочка: один побольше, другой поменьше

4. Придаем форму свистульке

5. Лепим тело свистульке

6. Придаем форму головки нашей свистульке

7. Намечаем стеком детали: клюв, глазки, хохолок

8. Проработка этих деталей

Народный мастер из Вологодской области Алексей Федорович Бондарь - участник выставок "Вологодская керамика", "Гончары России", "Русские головоломки", призер первого Международного фестиваля гончаров в городе Скопине. В школьные годы занимался в кружке живописи и рисунка. Закончив институт, получил специальность инженера-электромеханика. В 1994 году увлекся гончарным ремеслом, да так, что оно стало второй профессией. Теперь мастер работает педагогом дополнительного образования, передает свой опыт школьникам. Написать статью в журнал "Наука и жизнь" о том, как добиться чистого звука у глиняных свистулек, его просили многие, даже опытные керамисты. В книгах по технологии изготовления народной игрушки этих сведений, к сожалению, нет.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.

Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок"). Ее глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус яйцевидной или сигарообразной формы имеет до десяти отверстий для изменения высоты звуков в регистрах от сопрано до контрабаса. К окаревидным инструментам относятся всякого рода керамические свистульки в виде птичек, рыбок, раковин и т.д.

Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки". Народный мастер из села Филимоново Елена Кузьминична Евдокимова рассказывала: "Игрушки наши - все свистульки, Люботу только от свистка освободили. А барынькам и солдатам полагается иметь под мышкой птицу-свистульку".

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.

Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских и зарубежных мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. Длина у всех "пичужек" примерно одинаковая - 80-100 мм. А вот сечение весьма разнообразно. Оно может быть круглым, диаметром около 6 мм, с одного конца и овальным с другого, прямоугольным, размером 3 x 1 мм, в виде сегмента или круглым по всей длине.

"Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов. Мне известен способ изготовления свистульки, где не нужен никакой инструмент, кроме рук.

Когда спрашивают, как сделать свистульку, приходится объяснять, что процесс лепки можно показать за 15-20 минут, но при этом не научить делать свистковое устройство. Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рисунок). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Наш материал - глина. Сперва изготовляется камера любым известным способом лепки, вплоть до гончарного, а затем прокалывается отверстие внутрь камеры. (Процесс изготовления свистульки см. "Наука и жизнь" № 10, 1975 г., с. 72-75.) Канал-сопло выводится на острый язычок. Последовательность изготовления отверстий для воздуха может быть любой. Важно получить в сечении четкую кромку, острый язычок и входной канал, на него направленный. Если нет засора (кусочков глины в канале и в выходном отверстии) и все сделано правильно, то звук будет четкий и звонкий.

Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.

Наиболее распространенные ошибки начинающих - это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.

Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.

Иное дело, когда работаешь с музыкальны м инструментом. Окарина должна привлекать красивой формой, лаконичными линиями, высоким качеством звучания. Для нее идеально подходит форма традиционной кирилловской утицы. Утилитарное значение этой фигурки (сбор воды с лотка подоконника) сегодня утратило смысл. Трансформировал кирилловскую утицу в окарину народный мастер из г. Череповца гончар Сергей Феньвеши.

И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советую и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.

"Наука и жизнь" о глиняной игрушке:

Блинов Г. Глиняные соловьи из села Кожли. - 1976, № 4.

Блинов Г. Праздник красок: [Дымковская игрушка]. - 1975, № 9.

Блинов Г. География русской глиняной игрушки. - 1971, № 9.

Грашин Н. Глиняная игрушка из села Жбанниково. - 1992, № 10.

Зиневич А. Поющая глина. - 1975, № 10.

Константинов И. Игрушки северного края. - 1989, № 12.

Константинов И. Хлудневская игрушка. - 1991, № 5.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то