Учебные цели проектировать пути их. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Тема: “Дом моей мечты”

В современных концепциях технологической подготовки школьников большое внимание уделяется идее непрерывного образования на основах творческой учебной деятельности с включенностью в жизненное пространство смысловых ориентиров личности. При этом творческое обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым проблемам.

Учебное проектирование представляет собой творческую учебную деятельность по решению практических задач, цели и содержание которых определяются учащимися и реализуются ими в процессе самостоятельной проработки и практической реализации при консультировании учителя. Осуществление всего цикла работ - от выявления потребностей, постановки проблемы и определения идеи решения, до ее конструкторского и технологического обеспечения и последующего практического достижения намеченных целей с анализом полученных результатов - определяет структуру учебной проектной деятельности.

Проектное обучение получило свое обоснование в работах философа, психолога и педагога Джона Дьюи. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления», построенного на осмыслении и разрешении практических задач.

Учащиеся в ходе таких занятий должны:

  • выявить конкретную потребность;
  • определить соответствующую проблему;
  • сформулировать гипотезу по ее преодолению;
  • обеспечить условия решения проблем;
  • осуществить решение практических задач;
  • проанализировать полученные результаты.

Вместо общей для всех учебной программы в учебный процесс вводились занятия, на которых осуществлялась самостоятельна исследовательская и практическая раб та учащихся. Учитель в этом плане должен был следить за развитием интересов учащихся и предлагать им посильные для понимания и осуществления проблемы.

Педагогические эксперименты Джона Дьюи, проводившиеся в ряде американских школ, в начале XX века получили свое развитие в работах педагогов европейских государств. Их основой являлась система обучения в процессе самостоятельного выполнения учащимися заданий в лабораториях и мастерских. Занятия проходили в свободной форме с периодической отчетностью по каждому предмету. Эта система вошла в историю педагогики под названием «школа-лаборатория». Она получила признание педагогов того времени и стала быстро распространяться в практике школ различных стран, включая СССР. Заметный вклад в развитие проектного обучения внесли многие отечественные педагоги (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др.).

В 20-е годы XX века в нашей стране использовалась модификация проектного обучения под названием бригадно-лабораторной системы. Задания по изучению всего курса или отдельной темы брала группа (бригада) учащихся и выполняла их самостоятельно при консультировании учителей. В ходе решения практических проблем решались учебные задачи. Однако практика показала, что результаты такого обучения оказались достаточно низкими. При всей активной педагогической позиции учащиеся не могли самостоятельно справиться с заданиями. Как справедливо утверждал К. Д. Ушинский, «пустая голова не мыслит», поэтому такое обучение не способствовало глубокому овладению учащимися системой знаний, которые в результате были достаточно элементарными и разрозненными. Пришедшие на смену стабильным, общим для всех учебным программам фрагментарные курсы и эпизодические «проекты» не могли обеспечить преемственности и систематичности обучения. В условиях несбалансированности и слабой педагогической основы такого подхода к обучению и низких результатов учебной деятельности произошел отказ системы отечественного образования не только от метода проектов, но и от всей системы практико-ориентированного, в том числе и трудового обучения школьников. Это привело в начале 30-х годов XX в. к полному возврату советской школы к академическому образованию и информационным методам организации учебного процесса. Аналогичным образом сложились обстоятельства в системах образования других стран, несмотря на активную популяризацию этого метода Джона Дьюи. Однако современные проблемы социально-экономического развития общества вновь поставили перед системой образования задачи практико-ориентированной подготовки подрастающего поколения. В период очередной технической революции сильные стороны метода творческого практического обучения заставили вновь обратить на него внимание. В новой роли и при современном педагогическом обеспечении проектное обучение вновь вошло в учебный процесс школы и занимает все более заметное место в системах общего образования передовых в научном и экономическом отношении стран.

В системе технологического образования применение метода проектов призвано решать задачи формирования технологической грамотности и образованности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками творческой практической деятельности.

Выполняя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, приобретают опыт самостоятельной деятельности и работы в группах.

Метод проектов является способом реализации развивающей и компенсаторной функций обучения путем выявления и восполнения пробелов образования, развития способностей выполнения практических действий.

Выполняемые школьниками при поддержке учителя проекты можно условно разделить на отдельные виды в соответствии с наиболее значимыми признаками (табл. 2).

В зависимости от характера учебной деятельности можно выделить несколько уровней обучения, начиная с репродуктивного - по образцу; далее - выполнение творческих заданий, требующих, кроме умений практической деятельности, подготовленности к решению конструкторских и технологических задач и, наконец, реализация личностно значимых творческих проектов учащихся на основе комплекса исследований, разработок и практических работ. Соответственно и уровни творческой деятельности могут быть различны. В творческих заданиях применяется общая формулировка задачи, когда каждый ребенок проектирует и изготавливает изделие заданного типа. При этом формулировка задачи может быть достаточно свободной - спроектировать и изготовить что-либо для чего-либо (кого-либо).

У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить основное внимание в данном проекте с тем, чтобы достичь поставленных педагогических целей.

Учебные проекты могут выполняться индивидуально, либо в группах. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, могут быть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект является хорошей практикой, так как помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям с учетом уровня их возможностей и сложности содержания работ.

Классификация объектов

Таблица 2

Признаки

Виды проектов

Уровень когнитивности

  • репродуктивный
  • конструктивный
  • творческий
  • монопредметный
  • межпредметный
  • внепрограммный

Назначение

  • учебный
  • семейный
  • общественный
  • производственный

База выполнения

  • школьный
  • внешкольный (УДО, МУК, социум)

Количественный состав исполнителей

  • индивидуальный
  • групповой
  • коллективный

Возрастной состав исполнителей

  • одновозрастной
  • разновозрастной

Продолжительность выполнения

  • мини-проект (несколько занятий)
  • четвертной
  • полугодовой
  • годовой
  • многолетний

В условиях групповой творческой деятельности школьники усваивают материал в процессе его изучения и обсуждения с выработкой обобщенного простого решения. Учащиеся в группе осваивают элементы деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт коллективного решения практических задач.

Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах между классами, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, отличающейся по характеру, содержанию, трудоемкости, обеспечению и другим параметрам.

Большую роль в технологической подготовке школьников, кроме учебной работы в школе, играет творческая проектная деятельность учащихся в условиях дополнительного образования, социума, действующего производства, организуемая и направляемая в русле учебного процесса.

В ходе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы, поэтому тематика проектной учебной деятельности должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг пройденных разделов и учесть интересы учащихся.

Многие школьники, особенно младшие, могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учителю необходимо иметь «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, с соответствующим методическим обеспечением и пояснением особенностей содержания и выполнения того или иного проекта.

При определении объектов проектной деятельности учителю следует учитывать необходимые условия и требования к осуществлению данного способа обучения, среди которых наиболее существенными являются:

  • интерес школьников к проблеме;
  • подготовленность учащихся к самостоятельной творческой деятельности;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • осуществимость проекта;
  • возможность использования полученных знаний, умений и навыков;
  • соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям детей;
  • наличие необходимы материально-технических условий;
  • соответствие эк логическим и экономическим требованиям;
  • обеспечение безопасных условий труда.

Результатами творческих проектов могут быть объекты, системы и технологии, направленные на обеспечение личных и общественных потребностей в различных сферах деятельности человека. Потребности могут быть как материального так и идеального плана. Разработка и изготовление объектов материального характера в тематике учебных проектов способствуют комплексному решению задач технологической подготовки школьников.

Структура и методика проектного обучения не зависят от объекта деятельности, поскольку каждый учебный проект включает в себя основные элементы и этапы его последовательной реализации. Организация проектной деятельности чаще всего носит линейный характер: выявление потребности -» постановка проблемы исследования выдвижение путей решения проблемы (идей) -» анализ и оценка идей разработка лучшей идеи (идей) -» конструирование решения -> технологическая проработка -> планирование процесса -» изготовление объекта -» апробирование -» оценка результата. Следует, однако, учесть, что творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности должно быть отражено в тексте проекта.

Следует отметить определяющее значение исследовательских разделов для достижения конечных результатов работы. Соединенные друг с другом элементы проектной деятельности представляют собой многогранную фигуру, так называемую «звездочку» выполнения проекта. Приведенная последовательность действий может быть изменена в результате наложения и одновременного выполнения различных этапов проекта, либо возврата к поиску более эффективного решения. При этом проектное обучение всегда сохраняет свое главное достоинство, обеспечивая постоянный поиск и анализ идей, результатов и путей решения проблем, выдвижение и апробацию новых направлений и методов деятельности.

Включение проектного обучения в учебный процесс требует предварительной конструкторской, технологической экономической, экологической, и других видов подготовки, соответствующего обучения решению практических задач.

Творческая учебная деятельность школьников базируется на результатах репродуктивного обучения, составляющего основную часть учебного времени, и завершаемого выполнением творческих заданий или проектов. С учетом этого проектная деятельность по технологии может осуществляться в порядке прохождения отдельных разделов и тем учебной программы, либо путем выполнения комплексных работ в конце учебного периода. К основным параметрам учебного проекта можно отнести название (тему) проекта, проблему, на решение которой он направлен, цели и задачи проекта, возраст учащихся, вид проекта, объем (количество часов), описание проекта, ожидаемые практические и педагогические результаты.

Работа над проектом начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта. Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта для выдвижения вариантов решения проблемы (желательно нескольких). Среди распространенных способов решения творческих задач в процессе проектирования можно отметить традиционный метод проб и ошибок. На основе выдвижения и анализа всевозможных вариантов с целью нахождения оптимального решения, удовлетворяющего поставленным требованиям.

Недостатком такого метода являются неопределенность методики его использования, высокая трудоемкость и низкая надежность, когда многое в конечном результате зависит от опыта, эрудиции и настойчивости исследователя. Поиски научной организации творческого труда привели к появлению коллективных форм работы с учетом различных способностей учащихся, одни из которых могут быть более склонны к генерированию идей, а другие - к их критическому анализу. Совместная работа групп таких «генераторов» и «экспертов» получила название упоминавшегося ранее «мозгового штурма», часто используемого в творческой деятельности учащихся.

Средствами теоретического и экспериментального исследования выдвинутые идеи анализируются и среди них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением проектной документации, разрабатываются программа и план работ в соответствии с условиями их выполнения.

Практическое изготовление материальных объектов проектной деятельности начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. Выполнение проектов требует определенного материально-технического обеспечения, которое должно соответствовать экономическим возможностям образовательного учреждения с привлечением ресурсов системы общего и дополнительного образования, возможностей социума организаций и учреждений. В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов возможны корректировка и модификация проектных разработок.

Оценивание осуществляется в процессе разработки и выполнения решений вплоть до получения и анализа результатов. Повышение уровня проектной деятельности требует обеспечения эффективной обратной связи на основе контроля результатов выполняемых операций самими участниками творческого процесса. В связи с усложнением задач технологической подготовки учащихся возникает необходимость совершенствования оценивания процесса и результатов практической деятельности. Этому может способствовать применение деятельностнопараметрического подхода к организации и проведению практических работ. В связи с этим при выполнении трудовых действий особое внимание обращается на параметры качества изделия, методы и условия их достижения, каждый из которых выступает для учащегося как самостоятельная задача, реализуемая в процессе исследования, планирования, осуществления и контроля результатов работы. Такой подход способствует развитию способностей реализации творческих устремлений учащихся и одновременно более глубокому пониманию содержания, обоснования выбора и использования необходимых средств, эффективному управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.

По завершении изготовления объекта производятся испытания и дается оценка соответствия изделия планировавшимся показателям. Общая оценка проектной работы складывается из собственной оценки учащимися своей деятельности и практического апробирования ее результатов. Анализ итогов творческой деятельности развивается от оценки качества изделия к определению уровня собственных возможностей в качестве проектировщика и практического работника. По результатам испытаний определяются возможности практической реализации результатов работы, выдвигаются перспективные предложения по совершенствованию конструкции, технологии и организации проекта.

В таблице 3 приведены характеристики основных этапов проектной деятельности с учетом решаемых задач и особенностей взаимодействия участников творческого процесса.

Важную роль в проектном обучении играет информационнометодическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставки лучших проектных изделий.

В ходе творческой учебной деятельности как учащиеся, так и педагоги решают каждый свои проектные задачи, направленные на реализацию индивидуальных потребностей ее участников. Ведущим фактором педагогической эффективности проектной деятельности является обеспечение успешности творческого учебного процесса. Исходя из рассмотренного ранее, можно выделить ряд условий, способствующих повышению результатов творческой проектной деятельности учащихся:

  • личностная значимость решаемых проблем для участников проектной деятельности;
  • социальная направленность творческой деятельности как условие самоидентификации и самоактуализации учащихся;
  • свобода выбора содержания проектов в соответствии с интересами учащихся в различных сферах практической деятельности;
  • посильность решаемых проблем с учетом особенностей и возможностей учащихся;
  • системность творческой проектной деятельности в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования и развития социально-трудовой деятельности учащихся;
  • комплексное обеспечение проектной деятельности учащихся педагогическими, материальными и организационными ресурсами;
  • актуальность и перспективность творческого учебного процесса в соответствии с особенностями индивидуального образовательного развития учащихся.

Творческой деятельности надо учить, поэтому организация проектного обучения может осуществляться как на различных ровнях его постановки, так и реализации по мере повышения подготовленности и субъектности учащихся.

Вопросы организации и обеспечения проектного обучения находят свое отражение в рассмотренной ранее в § 2.1 системе продуктивной - инновационной - комплексной подготовки учащихся к решению творческих практических задач.

В зависимости от выбора начального этапа выполнения проекта, его реализация может происходить на различных уровнях самоорганизации и саморегулирования деятельности учащихся. Движущие силы и субъектность участников проектной деятельности зависят от того, на чьи интересы и потребности направлено получение планируемых результатов, т.е. кто является постановщиком целей и обладателем итогов проекта.

Таблица 3

Этапы

проекта

Решаемые задачи

Деятельность учащихся

1. Организационный

  • - ознакомление с характером и организацией проектной документации
  • - определение условий

и организации проектных работ

Формирование проектных коллективов

  • - обсуждение особенностей творческой деятельности, организации и результатов проектных работ
  • - согласование характера и организации работ
  • - самоопределение по направлениям и видам деятельности
  • - рассмотрение условий проектной деятельности
  • - составление рабочих групп

2. Исследовательский

  • - маркетинговое исследование
  • - определение целей - постановка проблемы проекта
  • - определение путей решения
  • - выявление условий достижения результата
  • - анализ потребностей
  • - сбор и обработка информации
  • - выдвижение перспективных идей
  • - анализ предложений
  • - утверждение ведущей идеи (проблемы) проектной деятельности
  • - определение

3. Конструкторский

  • - разработка решения проблемы проекта
  • - установление требований результатам проекта
  • - составление проектной документации
  • - поиск оптимального решения проблемы проектной деятельности
  • - проведение исследований
  • - определение требований

к результатам деятельности (конструкции проекта)- разработка конструкторской документации

4. Технологический

Разработка технологического процесса - выявление условий выполнения работ - бизнес-планирование - составление технологической документации

  • - поиск оптимальных путей реализации проектного задания
  • - разработка технологического процесса
  • - определение требований к условиям практических работ
  • - разработка технологической документации
  • - общее составление бизнес-плана работы

5. Практический (созидательный)

  • - подготовка материально-технической базы
  • - организация практической деятельности
  • - изготовление объекта
  • - материально-техническое обеспечение работ
  • - организация коллективно о выполнения работ
  • - текущий контроль и коррекция процесса практической деятельности
  • - изготовление и контроль элементов изделия

Решаемые задачи

Деятельность учащихся

  • - сборка и отладка объекта коллективной деятельности
  • - анализ характеристик изделия

6. Аналитический

  • - анализ результатов практической деятельности
  • - самооценка
  • - внешняя оценка результатов работ
  • - педагогический анализ процесса и результатов проектной деятельности
  • - определение уровня образовательных и личностных достижений участников
  • - апробация изделия
  • - определение соответствия результатов работ заданию
  • - индивидуальный анализ процесса и результатов
  • - обсуждение результатов работ
  • - публичная защита и оценка результатов проектной деятельности
  • - оценка эффективности выполненных работ
  • - анализ удовлетворения потребностей
  • - определение путей повышения уровня работ

7. Итоговый

  • - применение результатов
  • - планирование развития проектной деятельности
  • - внедрение результатов работ
  • - выдвижение предложений

по совершенствованию содержания и организации работ

  • - принятие решений по развитию проектных работ
  • - планирование последующей проектной деятельности

Если «запуск» проектной деятельности осуществляется посредством постановки учителем комплекса конструкторских, технологических или практических задач, то их реализация осуществляется на основе внешнего управления. В этих условиях основную референтную роль играет деятельность учителя при относительно невысоком уровне субъектно- сти и самореализации учащихся. Движущими силами в этом процессе является стремление учащихся к получению результатов, соответствующих требованиям учителя, организующего учебное проектирование, стимулирующего, координирующего и оценивающего работу на различных этапах ее выполнения. Завершающие разделы проектной деятельности в виде презентации и публичной защиты ее итогов в этих условиях не связаны с интересами учащихся и носят характер дополнительного внешнего контроля.

В тех случаях, когда стремление к получению результатов проекта основывается на личных потребностях учащихся (авторов и исполнителей поставленной проблемы), формируется внутренняя мотивация проектной деятельности, как ведущая движущая сила, обеспечивающая положительные обратные связи творческого процесса. При решении творческих и практических задач авторы и исполнители проекта будут

стремиться достигать наивысших показателей, направленных на реализацию их собственных интересов и потребностей.

В условиях, когда цели учебной проектной деятельности определяются самими исполнителями, успешному решению поставленных задач способствует развитие самоуправления учащихся, обеспечивающего коррекцию и гибкую реализацию творческого процесса с учетом внешних условий и возможностей субъектов деятельности. Именно субъект- ность исполнителей делает творческую проектную деятельность одним из наиболее эффективных методов обучения, развития и воспитания учащихся, создавая условия формирования их предметной и личностной компетентности.

При этом сохраняется координирующая и поддерживающая роль учителя, обеспечивающая успешность решения задач, задаваемых самим себе учащимися на различных этапах реализации проекта по всему циклу творческой деятельности.

С другой стороны, учебная проектная деятельность может завершаться на различных уровнях ее реализации. При отсутствии этапа практического воплощения проекта его выполнение будет носить характер проектировочной деятельности, направленной на исследовательские, конструкторские или технологические разработки. В этом случае результатом учебного проектирования может выступать идеальный (интеллектуальный) продукт, который, в зависимости от уровня проработки, может представлять собой результаты исследования, разработку конструкции или технологии изготовления объекта, составление бизнес-плана решения проблемы и т.д.

Учителю важно обеспечивать успешность творческой деятельности учащихся и создавать условия ее перехода на все более высокие уровни самоорганизации и самоуправления на пути продвижения учебного проектирования к реализации по полному циклу творческой деятельности, обусловленной потребностями самих постановщиков и исполнителей проектных задач.

В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, поскольку в каждом классе есть дети с различными способностями. Сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, выдвинуть больше интересных идей и изготовить более сложные изделия. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие учащиеся могут ограничить круг исследований, исходить из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого школьника может быть свой прогнозируемый конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемые итоги как в начале, так и в ходе выполнения проекта, с учетом правил и требований принципа доступности. Важно, чтобы каждый учащийся смог закончить то, что было запланировано получить в процессе проектной деятельности.

В процессе выполнения проекта учитель должен продолжать обучение, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения путем эксперимента или в справочной литературе. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения. В целях развития творческого потенциала учащихся занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе педагогики сотрудничества участников образовательного процесса.

  • 1. Раскройте сущность и движущие силы творческой деятельности.
  • 2. Рассмотрите взаимосвязь репродуктивного и продуктивного обучения.
  • 3. Определите роль и место творческой деятельности в системе технологической подготовки.
  • 4. Поясните возрастные особенности творческого развития учащихся.
  • 5. Охарактеризуйте уровни творческой деятельности в системе технологического образования.
  • 6. Дайте понятие проектной и проектировочной деятельности.
  • 7. Определите общие черты и отличия творческого задания и творческого учебного проекта.
  • 8. Охарактеризуйте основные этапы проектной деятельности.
  • 9. Поясните особенности методов решения творческих задач
  • 10. Раскройте проблемы использования метода проектов в практике отечественного образования.
  • 11. Укажите признаки классификации и виды учебных проектов.
  • 12. Поясните основные требования к деятельности учителя в организации проектной деятельности учащихся.
  • 13. Охарактеризуйте различные уровни и результаты реализации творческой проектной деятельности в си теме технологического образования.

Педагогический процесс условно включает в себя две части - подготовительную (проектировочную) и собственно исполнительскую. Проектирование представляет собой компонент педагогической деятельности, отражающей предвидение учителем будущего процесса обучения.

Проектирование учебного процесса предполагает разработку комплекса средств педагогического воздействия для достижения целей обучения на основе единства содержательного и процессуального компонентов.

Педагогические цели достижения качественных изменений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся определяют основу проектирования процесса обучения. Сопоставление целей с условиями обучения определяет процесс целеполагания для разработки конкретных педагогических задач и логики действий на пути достижения намеченных результатов.

Постановка педагогических задач опирается на изучение состояния образовательной системы, анализ исходных данных для составления педагогического диагноза имеющихся возможностей и прогнозирования путей решения проблем, ведущих к достижению поставленных целей.

Осуществление образовательной деятельности требует от педагога постановки цели, определения содержания, выявления путей достижения результатов практической деятельности по их реализации и анализа эффективности процесса. Все эти составляющие деятельности педагога тесно связаны между собой и обеспечивают эффективность учебного процесса. Определение путей достижения педагогических целей относят к функции педагогического проектирования, направленного на создание условий оптимального взаимодействия учащихся и педагогов в учебной и внеучебной деятельности.

Проектируя образовательную деятельность, педагог прогнозирует ее конечные результаты в виде развития способностей и личностных качеств учащихся. Принятию обоснованных решений по их достижению способствует опора на имеющийся педагогический опыт, учитывающий как положительнее, так и отрицательные последствия принимаемых решений.

Проектирование педагогических систем и процессов должно соответствовать реалиям объективной действительности, быть достаточно открытым и подвижным с учетом конкретных условий, возможностей и потребностей участников образовательной деятельности.

Педагогическое проектирование призвано учитывать и опираться на движущие силы образовательной деятельности. Это предполагает учет и обеспечение интересов педагогической деятельности в достижении целей образовательного процесса. При разработке педагогического проекта необходимо определить процессуальную основу деятельности педагога по организации образовательного процесса и взаимодействия с учащимися. Выбор организационных форм, методов и средств педагогической деятельности должен способствовать эффективному достижению намеченных результатов с учетом особенностей и условий процесса.

Главными элементами проектирования процесса обучения выступают моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся и планирование на этой основе педагогической деятельности учителя. Итогом педагогического проектирования является разработка плана учебного процесса на основе прогноза и проекта предстоящей совместной деятельности педагогов и учащихся. С учетом временных факторов и содержания обучения проектировочная деятельность учителя предполагает перспективное и текущее планирование учебного процесса. Планирование учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеурочное время требует учета специфики изучаемого материала, результатов педагогической диагностики и условий решения стоящих задач. В разрабатываемых учителем планах учебной работы должны найти отражение интересы и потребности учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности.

Принято выделять этапы подготовки и реализации учебного процесса. Результатом первого являются тематический план и разработки занятий, представляющие собой распределение содержания учебного предмета по времени и объемам изучения. Когда в тематическом плане определяются конкретные сроки проведения занятий, он становится календарно-тематическим. В процессе тематического планирования необходимо соотнесение целей и задач изучаемых разделов и тем с общими целями и задачами учебного предмета, определение их места в учебном процессе и вклада в планируемые результаты.

При разработке перспективного плана учебной работы учитель определяет последовательность изучения материала с учетом структуры программы, которая может носить линейный, концентрический, либо спиральный характер, соответствующий содержанию разделов и изучаемых тем. Планирование начинается с решения стратегических задач распределения учебного материала по годам обучения с последующим переходом к составлению планов учебной работы на предстоящий и ближайший периоды (учебный год, полгода, четверть). Кроме распределения учебного материала, составление тематического плана предполагает установление межпредметных связей по изучаемому курсу, определение содержания самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся. При планировании обучения необходимо согласование учебных процессов по различным дисциплинам как между собой, так и с общешкольным планом учебно-воспитательной работы.

Изучение конкретного раздела программы предполагает составление плана учебной работы на основе определения целей и содержания отдельных тем и конкретных занятий и установления требований к организации и обеспечению учебного процесса. Общая структура тематического планирования может быть представлена в виде системы компонентов учебного процесса, включающей целевые, содержательные и процессуальные аспекты образовательной деятельности, условия и средства достижения педагогических результатов.

Перспективное планирование учебного процесса по технологии направлено на решение стратегических задач подготовки методического, кадрового, организационного и материально-технического обеспечения технологической подготовки школьников в общей структуре образовательной системы школы.

Календарное тематическое планирование осуществляется на основе анализа учебной программы и рассматриваемого периода обучения и предполагает последовательное решение ряда задач:

  • определение целевых ориентиров - результатов обучения, в том числе знаний, умений и личностных качеств учащихся, формируемых в процессе учебной и внеурочной деятельности по технологии;
  • распределение содержания разделов и тем учебной программы по объемам реализации и отдельным занятиям. Выявление образовательных линий теоретического обучения и практической подготовки учащихся; определение изучаемых явлений, объектов и процессов и осваиваемы способов деятельности; учет взаимосвязи тем и занятий, логики их развития по этапам обучения;
  • выбор объектов труда (учебных образцов) в соответствии с целями и содержанием учебной деятельности;
  • установление требований к материально-техническому обеспечению занятий по рассматриваемой тематике, оснащению учебных мастерских, кабинетов и лабораторий необходимым оборудованием, инструментами и материалами;
  • определение учебно-методического обеспечения занятий в виде рабочих программ, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций и указаний, инструкций, технологических и операционных карт, чертежей, наглядных пособий, технических и информационных средств обучения и др.;
  • установление межпредметных связей со смежными дисциплинами для подготовки к решению задач технологического образования;
  • выбор форм организации учебного процесса и методов обучения в соответствии с содержанием учебной деятельности, индивидуальными особенностями учащихся и возможностями образовательной системы;
  • определение содержания самостоятельной, внеурочной и общественно полезной деятельности учащихся по технологии, организации взаимодействия с системой дополнительного образования;
  • установление средств контроля результатов учебной деятельности и качества учебного процесса.

Процесс обучения школьников технологии требует его педагогической подготовки, включая составление планов отдельных занятий. Текущее планирование занятий по технологи осуществляется на основе выявления рациональных видов учебной деятельности учащихся, путей и средств ее обеспечения по освоению нового материала.

Поурочное планирование включает в себя несколько разделов: установление целей конкретного занятия, определение его структуры, содержания, методов и средств обеспечения с проработкой отдельных элементов и учебных ситуаций. При разработке плана занятия необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и развитие личностных качеств учащихся.

Результатом подготовительной работы к занятию является его рабочий план. Его форма и объем жестко не регламентируются и в зависимости от специфики занятия краткий план может перерастать в план-конспект, получивший распространение в практике педагогической деятельности. План (план-конспект) входит в перечень обязательной документации к проведению занятия по предмету и должен быть составлен таким образом, чтобы по нему можно было выполнить поставленную учебную задачу, в том числе и другому преподавателю. План-конспект должен учитывать цели конкретного занятия и условия их достижения с учетом специфики учебного заведения и контингента учащихся. Логическая структура разработки плана-конспекта может быть представлена в следующей форме:

  • определение учебных и воспитательных целей и конечных результатов занятия;
  • установление места занятия в общей структуре учебной программы и логических связей в радиально-кольцевой системе обучения школьников технологии;
  • определение (разработка) содержания и объемов материала для теоретического изучения и конспектирования;
  • установление межпредметных связей занятия с содержанием обучения по другим дисциплинам для обеспечения теоретической подготовленности учащихся к изучению технологических процессов;
  • определение содержания, организации и объемов практической деятельности учащихся;
  • конкретизация и детализация объектов учебной работы (учебных образцов) по теме занятия;
  • определение методов обучения в соответствии с содержанием учебной деятельности;
  • установление требований к учебной базе, оборудованию и материально-техническому обеспечению материалами и инструментом в соответствии с содержанием учебного процесса и спецификой контингента учащихся;
  • разработка структуры занятия, определение его основных этапов, их организация и продолжительность;
  • определение общего типа и характера занятия в соответствии с содержанием учебной работы;
  • разработка комплекса технологической и учебно-методической документации для проведения занятия и порядка ее применения;
  • подготовка информационных и технических средств обучения;
  • определение методов и средств контроля результатов учебной деятельности;
  • разработка методики закрепления учебного материала в процессе занятия и по его завершению;
  • определение организации работы учителя и учащихся в процессе занятия;
  • определение связей содержания занятия с внеурочной учебной деятельностью и системой дополнительного образования;
  • установление содержания и объема материала для самостоятельной работы, подготовка рекомендаций к его освоению;
  • определение источников и средств информации для углубленной работы по изучаемой теме и порядка их применения.

Указанные разделы должны найти отражение в рабочем плане занятия вне зависимости от его оформления.

Основу разработки процессуальной составляющей учебного процесса определяет конструирование педагогического взаимодействия участников образовательной деятельности на различных уровнях и этапах ее реализации. Методическая направленность конструирования процесса обучения предполагает выявление средств педагогического воздействия для достижения целей обучения.

Получение намеченных результатов требует решения ряда задач:

  • изучение состояния образовательной системы, анализ особенностей и возможностей;
  • сопоставление целей обучения с условиями образовательной деятельности;
  • определение требований к результатам конструирования учебного процесса;
  • выявление и постановка педагогических задач;
  • поиск и определение путей решения проблем;
  • выдвижение перспективных решений;
  • разработка модели педагогического взаимодействия участников образовательного процесса;
  • определение условий эффективности процесс обучения;
  • разработка методического обеспечения образовательной деятельности;
  • экспертиз педагогического проекта учебного процесса.

Результатом проектирования процесса обучения является составление плана совместной деятельности педагогов и учащихся.

Проектирование педагогического процесса не сводится только к планированию содержания обучения, деятельности учителя и использованию педагогических средств. Оно должно осуществляться с ориентацией на прогнозируемую деятельность учащихся в условиях организации ее со стороны учителя и обеспечения эффективного взаимодействия участников педагогического процесса.

Процессуальный аспект проектирования учебного процесса по технологии представляет собой разработку педагогического сценария занятий с определением деятельности учащихся и деятельности учителя, а также обеспечения необходимых условий с учетом особенностей участников образовательной деятельности и возможностей школы.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте понятие педагогического проектирования.
  • 2. Назовите основные составляющие и этапы проектирования учебного процесса по технологии.
  • 3. Поясните соотношение проектирования и планирования процесса обучения.
  • 4. Охарактеризуйте сущность перспективного и текущего планирования учебного процесса.
  • 5. Раскройте содержание перспективного планирования процесса обучения технологии.
  • 6. Обоснуйте структуру плана-конспекта занятия по технологии.
  • 7. Приведите последовательность подготовки к занятиям по технологии.
  • 8. Представьте систему занятий по выбранной теме в виде последовательности целей и средств обучения технологии.

«Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, стала очевидным применение новых стандартов, которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе образования.
Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.
Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке - выбор ими источников информации - освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками - самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель - организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют "минимум знаний" и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на наш взгляд, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Нужно заметить, что ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека - только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,

Решать задачи,

Отвечать за результаты.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Задача учителя- не дать объем знаний, а научить учиться. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

Реализация технологии системно - деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:
А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
В) какие методы и средства обучения выбрать;
Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Любой учитель, а также преподаватель ОБЖ, в своей работе должен учитывать психолого-педагогические особенности развития детей, отличия детей младшего подросткового возраста от подросткового возраста, и вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью его работы должно стать развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. Анализируя содержание новых стандартов образования приходим к выводу, что должность учителя безопасности жизнедеятельности (преподавателя-организатора ОБЖ) в современных новых условиях - это ключевая фигура формирования человека цивилизованного общества. Он должен сформировать у детей систему взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе именно предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма.

Как видно из вышеизложенного, ключевое место в проектировании здоровьесохранного

образовательного пространства занимает предмет ОБЖ, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма. Чтобы отвечать требованиям времени, курс ОБЖ должен непрерывно развиваться. Наиболее важным моментом является то, что курс ОБЖ неизбежно должен стать системообразующим в содержании общего образования, поскольку безопасность жизнедеятельности становится главной проблемой стремительно наступающей постиндустриально эпохи. Среди требований, определяющих способность учителя быть преподавателем ОБЖ, основным является педагогический профессионализм. Для преподавателя ОБЖ больше, чем для других учителей-предметников, необходима психологическая подготовка, наличие практических навыков учебно-психологической работы с людьми. Особую значимость это требование приобретает при использовании учителем активных методов обучения, а именно так и должно строится преподавание предмета ОБЖ как практически ориентированной дисциплины. Принципиально важным является воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к жизни. Ведь в процессе освоения про-

граммы учащимся приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, травм, катастроф, аварий, ЧС природного и техногенного характера. Курс ОБЖ дает подрастающему поколению знания, умения, навыки не только выживания, но и формирует культуру здоровья, здоровый образ жизни. Чтобы выжить сегодня, человеку необходимо знания личной, национальной и глобальной безопасности, основ медицинской само и взаимопомощи, доведенные при необходимости до алгоритма воспроизводства, т.е. до автоматизма действий в чрезвычайных ситуациях. Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Значит, педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности- это уже не транслятор предметных знаний, а организатор учебной работы по решению творческих задач. Он имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Есть две главные составляющие УЧИТЕЛЯ- мастерство и личность. Понимая это, мы осознаем, что без этого нам не удастся сделать образование мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества, фактором его интеллектуального возрождения. Наш

лицей в этом году начал работать по федеральным государственным стандартам нового поколения. Это принципиально меняет место и роль школы в обществе, так она не просто выполняет социальный заказ, но и должна учесть потребности и желания каждого отдельного родителя и ученика, обеспечив индивидуальную траекторию развития. Новый стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требования к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.

Теперь учитель:

Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой своего образовательного учреждения,

Сам разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, чего он раньше не делал;

Для реализации компетентностного подхода современный учитель простаивает свой урок, используя педагогические технологии системно- деятельностного, развивающего обучения.

Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений но и формирование компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и обучая, обеспечивать развитие личности. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому в нашем лицее многие педагоги перешли на развивающее обучение. Загляните в наши учебники, здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с нашей помощью сами формулируют тему урока, его основной вопрос (проблему), сами учатся открывать новые знания. Не меньшую роль в выборе развивающей системы обучения играет предпочтение действовать творчески, а не по шаблону. Конечно, гораздо проще провести урок, когда все дети чинно сидят, сложив руки. Никто не пытается спорить, возражать, предлагать свои «неправильные» решения. Так проще, но только потом много лет спустя, добрым словом бывшие ученики вспомнят того, кто научил их думать и самостоятельно принимать решения. В своей ежедневной работе мы пытаемся найти ответ на вопрос «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. И найти на него ответ помогает технология деятельностного подхода, настоящий инструмент учителя, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. - Теперь задача учителя организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем - вот чему необходимо научить своих учеников. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Дети быстро включаются в учебную деятельность, осознают необходимость получения новых знаний и, что немало важно - говорят. При организации учебного процесса с учётом вышесказанного ребёнок постепенно становится исследователем, творцом, деятелем, созидателем под ненавязчивым руководством педагога.

Роль учителя меняется. Он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть - активным пользователем информационно - компьютерных технологий, в т.ч. использовать текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. -учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Особенно высоки требования к учителям старшей школы и преподаватель основ безопасности жизнедеятельности не исключение. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки - осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий приобретает все более важное значение. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно-ориентированный подход, формирование компетентности.

Преподавателю основ безопасности жизнедеятельности нельзя представить себя без мультимедиа технологий, интерактивных технологий, технологий моделирования ситуаций и применения коммуникативных технологий. Такое разнообразие приводит к качественному повышению эффективности обучения учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.

В таких условиях выражение «Если на тебя надвигается цунами, лучший способ спастись - прыгнуть в воду и плыть ей на встречу» как нельзя лучше отражает перемены в образовании. Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества с применением ИКТ технологий открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую ИКТ - наполненную образовательную среду. Поэтому перед преподавателем основ безопасности жизнедеятельности сейчас стоит задача внедрить наиболее эффективные практико-ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса.
Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Основные моменты традиционного урока. Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока. Структура урока - объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. Основная оценка - оценка учителя. Принципиальное отличие современного урока от традиционного. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий, а также опыт работы учителей начальных классов по их формированию. Алгоритм оценивания задания.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Понятие коммуникативных универсальных учебных действий, возможности курса информатики для их формирования. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию у младших школьников; создание условий для общения, сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2014

    Пути формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка. Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов. Виды упражнений, направленных на формирование универсальных действий на начальной ступени обучения.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2015

    Изучение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках математики. Разработка основных направлений деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий, создание рекомендаций и памяток для педагогов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2015

    Понятие "универсальные учебные действия". Системно-деятельностный подход к обучению школьников, связь с содержанием учебных предметов. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2013

    История возникновения метода проектов в образовании. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Методика организации проектной работы по химии.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2018

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Выявление уровня сформированности коллективных универсальных учебных действий.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

Основная цель – это социальный заказ общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть основная цель - формирование ключевых компетентностей учащихся.

Компетентностный подход в общем и среднем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причём в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Главная задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Для эффективного формирования информационной компетентности на занятиях по робототехнике, нужна система учебных задач.

Табл. 1 Система учебных задач по формированию структурных единиц информационной компетентности

Таблица 3

Структурная единица информационной компетентности Разработанные задачи по формированию структурной единицы
Формирование процессов переработки информации на основе микрокогнитивных актов 1. Выработать у учащихся умение анализировать поступающую информацию. 2. Научить учеников формализации, сравнению, обобщению, синтезу полученной информации с имеющимися базами знаний. 3. Сформировать алгоритм действий по разработке вариантов использования информации и прогнозированию последствий реализации решения проблемной ситуации. 4. Выработать у учащихся умение генерировать и прогнозировать использование новой информации и взаимодействие ее с имеющимися базами знаний. 5. Заложить понимание необходимости наиболее рациональной организации хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти.
Формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций ученика Создавать условия, которые способствуют вхождению ученика в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций.
Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации 1.Сформировать у учащихся умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик. 2.Сформировать понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности. 3.Ознакомить учеников с особенностями средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков. 4.Сформировать у учащихся технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий).
Навыки коммуникации, умения общаться Сформировать у учащихся знание, понимание, выработать навыки применения языков (естественных и формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных).
Способность к анализу собственной деятельности Сформировать у учащихся способность к осуществлению рефлексии информации, оценки и анализа своей информационной деятельности и ее результатов. Рефлексия информации предполагает раздумья о содержании и структуре информации, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании информации, о возможности использования человеком ее содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

5. Взаимодействие «Учитель - ученик» в курсе

Взаимодействие «Учитель – ученик» характеризует поведенческо-деятельностную направленность личности школьника на процесс создания и функционирования собственной информационной деятельности, результатом которой является информационная компетентность. Также оно характеризует поведенческо-деятельностную направленность личности учителя на процесс создания условий для формирования и функционирования информационной деятельности ученика.

Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Если параметры взаимодействия “учитель-ученик” не отвечают потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится. Основная цель учителя - передать опыт решения задач, цель же деятельности ученика – перенять опыт учителя, выйти на следующий уровень и идти дальше. Успешно решенные задачи расширяют спектр возможностей и ученика, и учителя по самопознанию и самореализации. В конечном итоге (идеальный вариант) опыт учителя станет составной частью опыта ученика – ученик превзойдет своего учителя и пойдет дальше.



Рис. 1 Структура деятельности ученика по перенятию опыта

Необходимые изменения в образовании не могут происходить без активного участия учителя. Организовать деятельность – значит упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления.

Для того чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности, необходимо, чтобы учитель в полной мере владел методикой обучения любому методу. Поэтому очень важно самообразование педагога, его готовность постоянно овладевать новыми методами и формами работы, активное включение инноваций в учебную деятельность.

Контролировать и оценивать свои достижения В качестве основной цели обучения в стандартах определяется «развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности». Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова. Из их исследований следует, что развитие учащихся зависит от характера организации их деятельности, направленной на становление сознания ученика, его личности в целом.


ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности. «зачет/незачет» т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; «хорошо», «отлично» оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.


Уровни усвоения знаний Первый уровень: воспроизведение и запоминание Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески Уровни сформированности способов действий Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так. Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи Третий уровень: преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту Уровневый подход


Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения




Проект – детально описанный прообраз будущего объекта, вида деятельности. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проектирование – деятельность, связанная с придумыванием нового способа решения проблемы, преодоления трудности.


Временные особенности Краткосрочность (реализуется ради конкретного дела) Признаки проекта Содержание Постановка проблемы Цели и задачи, управление и кадры содержание и методы, результативность бюджет Смысловая нагрузка Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по её улучшению Образное представление «Стрела, попавшая в цель»


Типология проектов В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта.




Практико-ориентированный Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.


Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в сети Internet, видеоролик, социальная реклама, буклет.


Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.


Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.


Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, школьники берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.


Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой проектировщик вступает в конструктивное взаимодействие с миром и с социумом; через которую формируются социальные навыки


Отличие проектной деятельности от исследовательской деятельности цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст­ руированию, моделированию и т.д. работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата проект, являясь результатом коллективных усилий на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. для учебно- исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, нового знания деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов - является организационной рамкой исследования.


Отличие метода проекта от проектной деятельности Метод проекта - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, в результате которого учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Продуктом может быть фильм, буклет, книжка. Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте


Сходство всех видов проектов Проект – это пять П: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое П проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.


Основные понятия Проблема (в проектной деятельности) – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Задается жизнью. Ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть. Это ситуация, когда недостаточно средств для достижения цели. Ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.




Проблематика в проектном методе обучения Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.






Планирование (проектирование) определение источников информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами команды.






Границы и трудности использования метода проектов Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик раскрывающих определенную тему.


Учитель превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия. Появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.


Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема связана с формулировкой творческого названия (темы) проекта и основного проблемного вопроса. Этот этап является самым сложным для учителя в технологии организации, поскольку именно он во многом определяет стратегию развития проекта и его результативность.


Ситуация может приобрести проблемный характер, если: имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, требуется установить сходство и различия, важно установить причинно-следственные связи, необходимо обосновать выбор, требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта теоретическими закономерностями, стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения


Особенности этапов проектной деятельности младших школьников мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то