Дефектология задержка речевого развития. Задержка речевого развития у детей: причины, признаки, диагностика и лечение. Диагностика и лечение задержки развития речи у детей

Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводузадержки речевого развития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Причины задержки речевого развития у детей :

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3-х лет.

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.

Нормы речевого развития: первый год жизни.

  • 2 месяца . Ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
  • 3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
  • 4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
  • 5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
  • 6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
  • 7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
  • 8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
  • 9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
  • 10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
  • 11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
  • 12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Нормы речевого развития на второго году жизни.

Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Речевое развитие на третьем году жизни

Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).


Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

На что необходимо обращать пристальное внимание?

Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.

Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.

Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)

Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).

Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).

Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение задержки развития речи у детей

Диагностика задержки речевого развития у ребенка происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз задержка речевого развития у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также задержка речевого развития неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский

Задержка речевого развития – это отклонение от норм становления речевой деятельности у детей. При нормальном положении вещей всплеск развития речи наблюдается у малышей начиная с двух лет, но на фоне различных нарушений такой процесс не происходит даже при достижении ребёнком трёх лет.

Предрасполагающими факторами появления такого симптома может стать широкий спектр причин, которые принято разделять на несколько этиологических групп – физиологические и социальные.

Подобное проявление имеет ряд специфической симптоматики, не заметить которую просто невозможно. Помимо этого, у таких детей нередко наблюдается отставание в развитии психических процессов.

Для установления правильного диагноза потребуется широкий спектр инструментальных обследований. Также не последнее место занимает разговор с родителями и ребёнком. Лечение осуществляется консервативными методиками, которые совмещают в себе работу с маленьким пациентом и его родителями специалистов из узких областей медицины.

Этиология

Задержка речевого развития у детей является не слишком распространённым симптомом и встречается примерно у 10% малышей, не достигших трёх лет. Примечательным является то, что подобный симптом наблюдается в несколько раз чаще у мальчиков, нежели у девочек.

Все причины формирования подобного расстройства клиницисты делят на несколько групп. К физиологическим этиологическим факторам относят те, что напрямую связаны со здоровьем детей. В таких случаях терапия недуга всегда проходит сложнее и нуждается в помощи различных специалистов. Социальными считаются те факторы, которые зависят от окружения ребёнка или от особенностей его воспитания.

Среди физиологических причин ЗРР стоит выделить:

  • нарушение остроты слуха или его полное отсутствие;
  • наличие проблем со зрением;
  • неполноценное развитие органов артикуляции. К ним можно отнести язык, губы и мягкое небо;
  • патологии головного мозга;
  • перенесённые травмы или серьёзные недуги в период новорожденности;
  • патологии, обусловленные инфекциями или травмами во время внутриутробного развития, гипоксия или асфиксия плода при родовой деятельности;
  • осложнённое протекание беременности – недоношенность или переношенность плода. Сюда также стоит отнести распитие алкоголя или курение в период вынашивания ребёнка;
  • некоторые заболевания врождённого характера с элементами аутизма – или ;
  • синдром минимальной мозговой дисфункции, который может развиваться на фоне перинатальной энцефалопатии;
  • наследственная предрасположенность – наличие такого расстройства у одного из родителей повышает риск появления симптома у наследников;
  • у ребёнка;
  • поствакцинальные осложнения – это стойкие и тяжёлые нарушения здоровья, которые развиваются из-за некорректного проведения профилактической вакцинации.

Вторая группа предрасполагающих факторов для задержки развития речи включает в себя:

  • недостаточное внимание, которое уделяется ребёнку, отчего ему не с кем разговаривать;
  • невнятную речь, произносимую самими родителями или постоянным окружением малыша;
  • частое влияние стрессовых ситуаций или эмоциональных перенапряжений;
  • чрезмерную опеку родителей, направленной на лишение мотивации говорить;
  • наличие посторонних звуков;
  • общение в семье одновременно на нескольких языках;
  • проживание в среде с избыточным потоком информации, с которым дети не могут справиться и который не соответствует возрастной категории;
  • развитие «синдрома госпитализма».

Стоит отметить, что в каждом третьем случае появления подобного симптома причины его формирования остаются неизвестными.

Классификация

Клиницистами принято выделять несколько разновидностей такого нарушения:

  • логопедическая задержка речи – характеризуется нарушением произношения некоторых букв или слов, невозможностью самостоятельно построить полноценное предложение;
  • темповая задержка речевого развития – относится ко всем компонентам речи, начиная от звуков и словарного запаса и заканчивая связной речью.

В независимости от разновидности такой симптом оставляет негативный отпечаток на развитии психических процессов, отчего ЗРР и ЗПР нередко протекают у детей параллельно, а в медицине такой процесс получил название – задержка психоречевого развития.

Также выделяют несколько критических периодов, при которых патологическое влияние того или иного этиологического фактора особенно опасно:

  • первый – от одного года до 2 лет. В этот промежуток времени может развиваться не только задержка развития речи, но и , выражающаяся в полном отсутствии речевой активности;
  • второй – три года на фоне основного симптома может формироваться и мутизм;
  • третий – от шести до семи лет. Опасность заключается в том, что помимо нарушения речи может возникать заикание и органические поражения головного мозга, в частности, детская афазия, при которой наступает потеря ранее присутствовавшей речи.

Симптоматика

Основными клиническими проявлениями задержки речевого развития у детей до 3 лет можно считать:

  • ненормальное протекание доречевого периода, который составляет от шести месяцев жизни до одного года;
  • отсутствие реакции на звук и речь у малыша одного года;
  • вялые попытки повторения слов родных детьми возрастом 1.5 лет;
  • невозможность на слух выполнить простое задание – касается детей от 1.5 до 2 лет;
  • ребёнок не выговаривает слова в два года;
  • неспособность соединить несколько слов в простые предложения – в возрастной категории от 2.5 до трёх лет;
  • полное отсутствие собственной речи в трёхлетнем возрасте. Ребёнок произносит заученные фразы, например, из телевизора или книжек, не понимая их смысла;
  • использование вместо речи мимики и жестов;
  • произношение всех слов невнятно или нечётко;
  • отсутствие взаимодействия со сверстниками;
  • ребёнок не распознает простые предметы;
  • непонимание вопросов и неспособность отвечать на них;
  • неумение называть членов семьи.

При возникновении одного или нескольких из вышеуказанных симптомов необходимо проконсультироваться у .

Диагностика

Диагностирование и выявление этиологии задержки речевого и психического развития требует комплексного подхода и предполагает осуществление следующих мероприятий:

  • изучения истории болезни и анамнеза жизни не только пациента, но и его близких родственников – для поиска основного этиологического фактора;
  • тщательного физикального осмотра, направленного на оценивание остроты слуха и зрения, проведение тестов психомоторного развития и определение моторики мышц лица;
  • детального опроса родителей на предмет первого времени появления симптоматики и влияния окружающих факторов внутри семьи.

Это основные методики диагностики, которые могут дополняться такими инструментальными обследованиями, как:

  • ЭхоЭГ;
  • дуплексное сканирование артерий головы.

Лабораторные исследования крови и урины не имеют диагностической ценности. Помимо педиатра, в диагностике принимают участие следующие специалисты:

  • детский и ;
  • детский и .

Дифференциальная диагностика ЗРР предполагает отличие подобного расстройства от:

  • заболеваний с элементами ;
  • элективного мутизма;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Лечение

Устранение основного симптома и сопутствующей ему симптоматики будет отличаться в зависимости влияния того или иного этиологического фактора.

Прежде всего, необходимо создать благоприятную речевую среду и демонстрировать только правильную речь, направленную на стимулирование речевой деятельности ребёнка. Однако логопедических занятий будет недостаточно, в дополнение лечение задержки речевого развития у детей должно включать в себя:

  • приём лекарственных препаратов – при этом стоит полностью исключить самолечение и принимать медикаменты, назначенные только лечащим врачом;
  • осуществление физиотерапевтических процедур, а именно магнитотерапии, электрорефлексотерапии и транскраниальной микрополяризации;
  • педагогическую коррекцию – терапия при помощи лекарственных веществ будет безрезультативной без вспомогательного педагогического влияния, которое осуществляет дефектолог;
  • прохождение курса логопедического массажа для детей с воздействием на необходимые точки языка, мочек ушей, губ и щёк;
  • специальные упражнения, помогающие справиться с задержкой речевого развития. За их выполнением должен следить как дефектолог, так и родители. Индивидуально разработанный спектр упражнений поможет в развитии лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата и мелкой моторики.

Особое внимание стоит уделить продуктивной деятельности, дидактическим играм, развитию внимания как слухового, так и зрительного, обогащению активного и пассивного словаря, а также связной речи.

В этой статье:

Начиная разговор о задержке речевого развития у детей в 3 года, необходимо заметить, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому поднимать панику и бить во все колокола, если вы обнаружили у вашего ребёнка некоторые торможения в развитии речи, не стоит. Вы не единственная семья на земле, чьи дети начинают произносить свои первые осознанные слова к 4 годам. Это так же индивидуально, как с ползаньем. Некоторые с удовольствием покоряют километры комнат на четвереньках и встают на ноги к году. Другим же ползать в принципе не нравится – такие могут сидеть до 12 месяцев, а могут пойти вдоль стены уже в восемь. Постарайтесь к задержке речи отнестись также спокойно, но примите соответствующие меры. Первым делом вам следует посетить вашего участкового врача для обследования и консультации.

По мнению психологов, от речи ребёнка зависит его познавательный процесс. Логопеды тоже не в восторге от такого диагноза, поэтому моментально реагируют на малейшие жалобы и часто довольно быстро справляются с возникшей проблемой. Так что можете доверить своего ребёнка специалистам и вместе с ним пройти небольшой и несложный курс, который поможет ему догнать сверстников. Вместе с речью расширяется кругозор, мировоззрение, улучшается логическое мышление и формируется характер. Поскольку все это тесно связано между собой, ребёнок без серьёзных отклонений достаточно быстро освоит речь, и уже через несколько недель вы забудете о том, что в вашей семье была такая проблема.

Каковы могут быть причины задержки развития речи?

В первую очередь обратите внимание на ваше общение с малышом. Возможно, его речевое отставание обусловлено тем, что вы мало общаетесь с ребёнком.

Невостребованность речи возникает в некоторых случаях:


Также молчаливое состояние иногда затягивается по генетическим причинам – из-за вялого созревания речевых нервных клеток. Ребёнок может оказаться слабослышащим и именно поэтому не разговаривать с вами. Или же, в худшем случае – что бывает редко, но, увы, случается – причиной может быть поражение головного мозга.

Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3 лет

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям или у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то вам стоит обратиться к специалисту, подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.

Как определить норму развития речи у ребёнка?

Рассмотрим нормы развития от рождения по месяцам, чтобы было легче определить, есть ли отклонения и на какой стадии они появились.

До полутора лет ребёнок развивает и укрепляет то, чему научился за год. Ему свойственно называть одним слогом целый ряд несвязанных между собой предметов, начинающихся на этот слог: «ка» – каша, карандаш, Катя (кукла), кошка (может быть и «ко»). «Бам» – упал, стукнул, звон, ванна для купания (потому, что так решил). Общее между предметами ребёнок не осознаёт. Если он знает, что такое журнал, тетрадь, отличает ручку от карандаша, то на данный момент объяснить ему, что всё это канцелярия, невозможно.

Если после полутора лет речь ребёнка не становится более связной, то это первый сигнал сходить на проверку. Если и к трём годам нет изменений, то лучше записаться на посещение психолога, логопеда и участкового педиатра для общего осмотра и проведения анализов.

Ко второму году дети узнают животных и предметы, озвучивают их, как умеют, модернизируют звуки в более сложные словосочетания: «миша», «киса», «му-кА» (корова), «но-но» (лошадь). Понять требования ребёнка становится проще. Он умеет найти суть и высказать её одним словом: «ням», «куп», «тул» (стул), «дай» (указывая на предмет), «пи», «а-а-а». В это время дети одного возраста могут разговаривать по-разному. Воспитание у каждого ребёнка своё и семьи тоже
– соответственно, окружение и привычные предметы у каждого отличаются. Дети в 2 года учат тот мир, который близок к ним. Но интересен тот факт, что, общаясь между собой слогами, они принимают и понимают друг друга, обмениваясь игрушками и хохоча от своих же словоформ.

На рубеже 2-3 лет ребёнок уже понимает, как поставить слово в прошедшее или будущее время, но часто путает род. Может называть себя от третьего имени: «Лена, да, будет» «Миша просил маму» – и вместе с этим правильно показывать свои требования.

К третьему году жизни ребёнок начинает говорить связно и размеренно. Некоторые дети могут начать читать по слогам. Происходит осознание важности интонации, осмысливание объединения нескольких слов в одну категорию. Например: дуб, берёза, ель – это деревья. Платье, рубашка, гольфы – это одежда. Кроме приобретённых и изученных осмысленных слов, проскальзывают выдуманные слова, с которыми малышу пока что комфортно.

В три года ребёнок обязан знать 1500 слов и более. Если же речь ребёнка отстает от нормы, предпосылки к чтению остаются пассивными. Невозможно научить ребёнка писать или логически размышлять, ведь он не может сформировать свои мысли в слова даже «про себя».

При подобных проявлениях, обратившись к логопеду и психологу, вы предотвращаете задержку развития, выявляя истинную проблему молчания малыша.
Разбирая препятствие на пути к речи как можно быстрее, врачи устраняют проблему полностью, без следа. Но чем дольше проблема остаётся в вашей семье, тем глубже она уходит корнями в психику, и уже буквально через полгода справиться с ней будет гораздо сложнее.

На что следует обратить внимание в развитии речи трёхлетнего ребенка?

Обращайте внимание на развитие речи ребёнка во время первого года жизни. Если на протяжении восьми месяцев ваш малыш только «мычит» и изредка «гулит» – это не показатель того, что он очень спокоен, а сигнал, что нужно отправляться по врачам. После девятого месяца всё, чему научился ребёнок, начинает закрепляться и усложняться. Если всё это время ваш малыш промолчал, то и закреплять ему будет нечего.

Если ваш малыш оборачивается на зов и эмоционально выражает свои желания, то это нормальное
развитие. Если же при этом он всё больше молчит, стоит обратиться к логопеду. После года жизни дети умеют показывать на картинке предмет и животное, которое называют родители, узнавать знакомые лица на фотографиях, показывают отдельные части тела и пытаются повторить хотя бы первый слог всего слова.

В два года малыш не только вступает в беседу со взрослыми, моделируя разговор при помощи коротких фраз и кивков, показывая пальцем в нужную сторону. Он также может выполнить просьбу взрослого дать ему что-то, принести мяч, показать новую куклу, дать попить из кружки.

К трём годам из простых слов формируются простые предложения вроде «давай гулять», «надо есть», «хочу там». Дети начинают первыми здороваться, вступают в диалог, рассказывают свои новости: «Мне купили платье», «Мальчик дал игрушку». Заинтересованность взрослых побуждает развивать мысль, формируя всё более сложные предложения.

Диагностика, помощь и лечение задержки развития речи у ребёнка 3 лет

Обычно отставание речевого развития замечают не сразу, а когда есть серьёзное торможение, заметное не только окружающим, но и самим родителям – которые могут ещё долго успокаивать себя, мол, у детей бывает и такое, все дети разные и т.д. Повторимся: не стоит падать в обморок, но и расслабляться при этом не нужно. Ждать, что проблема уйдёт сама собой и ваш ребёнок вдруг заговорит в один прекрасный момент чистой и внятной речью, будет неправильно и вредно. Следует отнестись к проблеме без паники, но внимательно. Показать ребёнка врачу и рассказать о том, что вы заметили некоторые отклонения в развитии речи. После участкового педиатра вас направят на нужные консультации специалистов, помогающих детям с подобными проблемами быстро догнать своих сверстников.

Прежде чем назначить лечение, необходимо выявить суть проблемы. А, как уже известно, задержка речи может возникнуть по разным причинам. И лечение каждой из причин должно проходить сугубо индивидуально.

Если дело в недостатке внимания или, наоборот, чрезмерной опеке единственного чада, то здесь за дело берётся психолог, обязательно работающий и с ребёнком, и с его родственниками. Особое внимание будет уделено эмоциям ребёнка и стадиям их возникновения – так психолог найдет корень проблемы и улучшит внутреннее состояние малыша. После пробуждения желания обучаться к работе с ребенком подключается логопед.

Если ребёнок не разговаривает из-за невралгического диагноза, то тут помогут специальные препараты, употребление которых способствует регенерации клеток мозга. В процессе приёма таблеток малыш начинает меняться на глазах: тянется к общению, старается находить новое самостоятельно, с родителями и друзьями. Также возможно погружение ребёнка в гипнотический лечебный сон или лечение при помощи микрополяризации. Это может прозвучать устрашающе для любящих родителей, но на самом деле процедура проходит совершенно безболезненно. Аппарат, влияющий на мозговую деятельность ребёнка, излучает минимальное количество электрических импульсов, которые в десятки раз слабее тока при процедуре электрофореза.

Если же проблема речи связана с тем, что малыш не слышит звуки, по показаниям ребёнка могут определить в школу, где занимаются обучением тому, как жить в мире без звуков.

Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы у детей в возрасте до 4 лет. Дети с этим диагнозом овладевают разговорными навыками также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу отставания ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Причины патологии:

  1. Невостребованность. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  2. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  3. Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  4. Нарушения слуха. Она формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов.

Нормы в возрасте до 3-х лет

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.

Первый год по месяцам:

2 - ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).

3 - появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».

4 - гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».

5 - мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.

6 - совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к интонации.

7 - лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

8 - лепет, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).

9 - вуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.

10 - вслушивается в разговоры взрослых, понимает все больше слов, подражает их ритму, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).

11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).

12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Нормы на второго году жизни

Стадия активной речи – автономная. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономности связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Автономность сменяет подвид - «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Нормы развития на третьем году жизни

Задержка после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на разговорные способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет отставание развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В рассказе еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила разговора, слова («мухолет»).

На что необходимо обращать пристальное внимание?

Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.

Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.

Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)

Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).

Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).

Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение

Диагностика происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению языка надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз задержка речевого развития у малыша ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла эта болезнь.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также заболевание неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие мышления, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Если у ребенка есть это заболевание вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад.

На сегодняшний день коньки - это и танцы на льду, и фигурное катание, и игры, например салки с шайбой и хоккей. Чтобы научить ребенка кататься на коньках и превратить его в маленькую «звездочку» на льду. Самый первый этап в этом процессе - это изучение и усвоение простого катания, то есть малыш должен передвигаться на коньках маленькими шажочками и с небольшой скоростью. Какая же цель таковых упражнений? В первую очередь, это всеобщее укрепление состояния организма, а в частности мышц и, конечно же, оживленный отдых на свежем воздухе. Когда ребенок овладеет коньками, спокойно можно отпускать ребенка с одним, двумя, тремя людьми или даже группами, а пока что требуется тщательный присмотр. Можно разрешить поиграть в «паровозика» или какие-нибудь другие игры на льду. Сейчас это ни для кого не будет удивлением и довольно-таки часто можно увидеть, как крохе одевают коньки, как только он встает на ноги. Ведь в возрасте восьми - десяти лет двери многих спортивных школ перед ребенком закрываются. Но, мне кажется, что и в этом вопросе можно обойтись без фанатизма. Выбрать, как говорится, «золотую» середину, чтобы это было не сверх сил ребенка, но и не совсем легко.

Как научить ребенка кататься на коньках - один вопрос, ведь основное, это не опоздать. Так как средним возрастом для начала обучения катания считается четыре-пять лет, когда ребенок уже свободно может стоять на своих ногах и с легкостью усвоит новый вид спорта. Более того, у каждого ребенка разное физическое развитие, у некоторых еще могут быть слабенькие мышцы спины, ног и брюшного пресса, которые непосредственно участвуют при катании на льду, что даже просто выстоять на коньках они не в состоянии. Опираясь на такие особенности детского организма, лучше будет повременить и укрепить все мышцы. Для этого подойдут такие физические упражнения, как выпады (вперед и назад), «гусиный шаг», подскоки, приседания и другие общеразвивающие упражнения.

Перед тем, как научить ребенка ездить по льду вы должны преодолеть с ним страх и неуверенность. В этом вам помогут специальные тренировочные упражнения во дворе на утоптанном замерзшем снегу. Для этого необходимо обуть свои коньки, немного пройтись в них и совершитьразличные приседания и наклоны, и даже попрыгать, пока ребенок не почувствует в себе полную уверенность.Без травм и ссадин обучить не получалось ни у кого, поэтому самым важным моментов в подготовке к катанию является обучение падениям. Нужно выработать в ребенке этот навык и довести его до автоматизма, в противном случае у него возникает много шансов получения травм опасных для здоровья и жизни. Безопаснее всего падать на бок. Но, ни в коем случае не назад, так как можно получить перелом позвоночника или хуже того - сильный удар головы. Хотелось бы обратить ваше внимание, что падения в основном происходят не во время скольжения, а во время остановки, когда выпрямляетесь во весь рост. Учитывая такие сведения, приучите ребенка всегда стоять на полусогнутых ногах, при этом чуть наклонившись вперед, ставя коньки не прямо, а под углом - это придаст большего равновесия и ноги не разъедутся в разные стороны.

В наше время, достаточно актуальным является вопрос, связанный с увольнением женщин, которые имеют детей в возрасте от трех до четырнадцати лет, а также и инвалидов. И если с отпуском все прозрачно и понятно, то по увольнению возникают некоторые вопросы. Увольнение сотрудника может быть произведено при наличии заявления от сотрудника, в котором он указывает точную дату увольнения.

Необходимо учесть, что работодатель предупреждается сотрудником об увольнении заблаговременно. В законодательстве существуют установленные сроки, то есть не менее четырнадцати дней со дня, который следует для подачи заявления. Это необходимо для того, чтобы работодатель произвел полный расчет и нашел на освобождающуюся вакансию нового сотрудника.

Существуют другие альтернативы данному сроку. Он может быть сокращен по соглашению работодателя и сотрудника, а также по желанию сотрудника, который увольняется, если существуют нарушения работодателем Трудового Кодекса или невозможности продолжать работу. В этом случае в заявлении сотрудник обязан указать уважительную для расторжения трудовых отношений причину. То есть увольнение по уходу за малышом может случиться только при наличии таковых причин. К таким причинам относится: переезд жить на какое-либо новое место, уход за ребенком до 14 лет, повторная беременность, уход за болеющим родственником или инвалидом первой группы, по причине поступления в какое-либо учебное заведение, принятие на работу по конкурсу, выход на пенсию и другие причины.

Увольнение по уходу за ребенком до 3 и/или 14 лет

Чаще всего, кто-либо из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Если же Вы хотите уволиться, то необходимо написать правильно заявление о просьбе предоставить Вам отпуск по уходу за ребенком с последующим увольнением. Работодатель не вправе отказать женщине в данном отпуске по уходу за ребенком, сроки о предупреждении соблюдены, значит, в увольнении тоже не имеют права отказать. Пишите заявление, регистрируете у работодателя расчет и трудовую книжку Вам обязаны выдать в последний день перед отпуском.

Если Вы собираетесь уволиться с работы и у есть ребенок до 14 лет, то в качестве причины увольнения вы можете использовать увольнение по уходу за ребенком до 14 лет. В заявлении на увольнение необходимо указать, что Вы увольняетесь по собственному желанию "в связи с необходимостью осуществления ухода за дитем в возрасте до четырнадцати лет". Такая формулировка, дает возможность при необходимости обращения в центр занятости влиять на длительность выплаты и размер пособия по безработице. Работодателя необходимо предупредить об увольнении согласно срокам, оговоренным в существующем ТК. Если Вы не предупредили работодателя о предстоящем увольнении, то по существующему ТК работодатель вправе назначить Вам срок отработки в течение 14 дней перед увольнением. По обоюдному соглашению этот срок может быть уменьшен.

Увольнение по уходу за ребенком инвалидом

Иногда заявление на увольнение пишется по причине наличия ребенка инвалида. В данном случае, необходимо в формулировке заявления на увольнение указать, что Вы увольняетесь по собственному желанию "в связи с необходимостью осуществления ухода". В заявлении можно не указывать, до какого возраста Вы будете осуществлять уход за ребенком, или указать до достижения ребенком 18 лет. Лучше конечно предоставить медицинскую справку, заверенную по всем правилам. Но для увольнения по данной причине, достаточно наличия у работника такого ребенка, а данные о детях должны находиться в кадровой службе.

Все эти причины увольнения свидетельствуют о невозможности продолжать сотрудником работу. После подачи заявления сотрудником, работодатель обязан осуществить увольнение по уходу за малышом по собственному желанию женщины, в любой срок в пределах двух последующих недель. Многих матерей беспокоит, прерывается ли стаж в данном случае. Для женщин, которые имеют детей возрастом до 14 лет, сохраняется непрерывность стажа. Это утверждено в п.5 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по всеобщему государственному социальному страхованию, утверждено Советом министров СССР от 13 апреля 1973 г. №252 с изменениями вплоть до 1 июля 1991г.

Обязательно убедитесь, что Ваша трудовая книжка заполнена по Инструкции. То есть не просто уволена по собственному желанию, а уволена по собственному желанию «в связи с необходимостью осуществления ухода за сыном/дочерью в возрасте до четырнадцати лет, п. 3 ст. 77 ТК РФ». Если Вам отказывают в увольнении по данной причине или заполняют Вашу трудовую книжку не по причине, указанной в Вашем заявлении, требуйте письменный отказ от работодателя и смело ступайте в суд.

Каждый ребенок индивидуален в своем росте и становлении, это касается и процесса становления речи. Несмотря на различия одного малыша от другого, существуют определенные возрастные нормы формирования словарного запаса, четкое несоответствие которым должно насторожить родителей. Задержка речевого развития у детей 3 лет, также , может появиться по многим причинам, и очень важно вовремя начать работать на этой проблемой.

Правильное устное выражение мыслей у детей раннего возраста, свидетельствует о нормальном интеллектуальном уровне, поэтому многие родители гордятся своими чадами, когда те начинают рано говорить. Важно знать, что нарушения в становлении устной речи могут быть полностью излечимы только в раннем возрасте от 2х до 7ми лет.

Характеризуется медлительным освоением методов построения предложений и фраз на родном языке, когда дети младше 3х лет плохо строят отдельные фразы из-а недостатка лексикона, а ребята старшего возраста не могут сформировать полные предложения. Отставание в скорости осваивания правил языка складывается из нескольких факторов: насыщенность лексикона;

  1. грамматика;
  2. состояние связанности речи;
  3. умение строить фразы.

Задержка речевого развития в 3 года в процентном соотношении встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Отставание в формировании языковых процессов ведет к психическим отклонениям, поэтому диагнозы: задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР), в большинстве случаев, следуют друг за другом.

Важнейшие этапы становления речи у ребенка с рождения:

  • 2 месяца – реакция на обращение родителей к малышу в виде улыбки или первых проявлений звуков;
  • 4-6 месяцев – младенец проявляет восторг смехом или визгом, начинает копировать движения губ взрослых;
  • 6-9 месяцев – речь еще не имеет смысловой нагрузки, но уже наблюдается проявление отдельных слогов, четкие сочетания знакомых звуков;
  • 10 месяцев – возраст появления первых слов, мелодичных интонаций в звуках;
  • 1,5 года – осмысленное понимание того, что говорят окружающие;
  • 3 года – понимание грамматики родного языка, формирование четких предложений со смыслом.

Становление речи, появление первых слов происходит в возрасте от 10 месяцев до 3х лет, чаще всего мальчики значительно позже начинают разговаривать, чем девочки.

Внимание! Трехлетний ребенок, развитие которого соответствует нормам, должен выдавать разборчивую речь. То есть смысл сказанного им должны понимать не только родители и родственники, но и совершенно чужие люди, которые слышат его в первый раз. Словарный запас детей данного возраста должен составлять около 1000 слов.

Признаки и проявления

Основные признаки отклонений в речевом развитии:

  1. аномальное становление доречевого этапа: младенец в возрасте до года издает мало звуков и они однотипные;
  2. малыш, возрастом старше 1го года не реагирует на обращенную к нему речь;
  3. в возрасте старше 1,5 лет малыш не повторяет фразы и звуки за взрослым или делает это неактивно;
  4. чадо не произносит отдельных слов самостоятельно;
  5. ребенок в 3 года не воспроизводит простейшие фразы, отсутствует самостоятельная понятная речь;
  6. чрезмерная мимика и жестикуляция, как помощь в объяснении мыслей.

Родители должны быть внимательны к своему чаду, уделять ему достаточное количество внимания. Только в постоянном контакте с детьми можно увидеть ранние признаки отставания и исправить это без последствий.

Причины

Факторами появления такой патологии может быть комплекс причин, которые имеют свои симптомы и проявления у детей в раннем возрасте, которые нельзя не заметить.

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет делятся на две группы:

  • Социальные, обусловленные средой воспитания:
    • отсутствие внимания со стороны родителей, долгих разговоров с малышом;
    • родители, при разговоре с малышом, не контролируют темп речи, говорят неразборчиво и слишком быстро;
    • отношения взрослых выясняются на повышенных тонах, с помощью скандалов, при детях;
    • слишком навязчивая опека малыша, предугадывание его желаний, в такой обстановке малыш ленится учиться говорить, так как его и так понимают без слов;
    • в семье многоязычных родителей, где они пытаются научить малыша с пеленок разговаривать на двух или более языках. Этот момент нельзя назвать отрицательным, но иногда такой подход лишает ребенка полноценных знаний о построении речи на одном из языков;
    • отсутствие контакта с ровесниками.
  • Биологические:
    • инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода;
    • травмы головы при прохождении по родовым путям;
    • патологические роды;
    • недоношенность;
    • асфиксия плода при родах;
    • курение женщины во время беременности;
    • наследственность;
    • при тугоухости или нарушениях зрения малышу сложнее воспринимать чужую речь, а соответственно, учиться разговаривать самому;
    • частые простудные заболевания в младенческом возрасте;
    • синдром Дауна;
    • слабое развитие артикуляции;
    • отоларингологические заболевания.

Очень часто специалисты затрудняются назвать причину отклонения, каждый третий диагноз остается без выясненной этимологии. Задержка речевого развития у детей 3х летнего возраста, причинами которой являются проблемы с воспитанием, корректируются гораздо легче, чем патология, вызванная физиологическими сбоями.


Способы устранения

В первую очередь, для правильного лечения нужно выяснить причину появления заболевания. После этого уже решается, какие специалисты будут принимать участие в коррекции.

Патология освоения речи у детей требует комплексного подхода в устранении:

  1. терапия медикаментами и , назначенными врачом неврологом – такие методы часто применяются для решения проблемы, вызванной дисфункцией мозговой деятельности;
  2. для детей, развитие которых задержано по социальной причине, требуется наладить организацию благоприятной среды для усваивания речи;
  3. занятие с логопедом – специалисты рекомендуют подключать логопеда в возрасте старше 3х лет. Логопед не занимается лечением патологий речевого аппарата, он всего лишь ставит у ребенка правильное произношение звуков и берет в работу детей от 4х лет;
  4. консультации детского психолога.

Важно! Задержка речи хорошо поддается корректировке, пока у ребенка не успел сформироваться артикуляционный аппарат, то есть в 3-4х летнем возрасте. Поэтому, чтобы без последствий помочь своему чаду справиться с данной проблемой, нужно быть внимательнее к процессу становления речи и, при малейших подозрениях появления отклонений, сразу обращаться к специалистам.

Методика корректировки всегда подбирается в соответствии с индивидуальными факторами развития детей. Невролог может назначить для улучшения кровообращения в мозге, если это потребуется, или направить малыша на магнитотерапию. Массаж может применяться, как дополнительное средство к комплексному лечению, но ни в коем случае нельзя уповать на него, как на самостоятельную терапию патологии.

Специалист, работающий с ребенком должен предоставить родителям протокол лечения, где будет четко отслеживаться план дальнейших действий. Победить заболевание можно только при слаженном действии педагогов, врачей и родителей.

Профилактика

Нельзя упускать драгоценное время посещения специалистов при задержке речи. Дети позднее 7ми летнего возраста, страдающие от такого заболевания, могут уже никогда не вернуться к нормальной полноценной жизни и общению с ровесниками. Чем раньше начаты занятия с малышом, тем более положительные прогнозы лечения могут быть поставлены специалистами.

Меры профилактики задержки развития речи у маленьких детей:

  • предупреждение инфицирование матери и плода во время беременности;
  • создание благоприятных для обучения условий: общение и полноценное внимание родителей, контакт со сверстниками;
  • полноценное развитие малыша с помощью игр и развивающих методик.

Для профилактического осмотра детей в возрасте 2х лет необходимо показывать логопеду.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то