Ученый медик павлов. Павлов Иван Петрович (1849—1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности

Великие открытия и люди Мартьянова Людмила Михайловна

Павлов Иван Петрович (1849-1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности

Павлов Иван Петрович

(1849-1936)

Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности

Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи, был священником одного из захудалых приходов.

Это было разработано в книге как правила, которым должны следовать все члены сообщества. Основные компоненты кода заключаются в следующем: заниматься физически тяжелым трудом, избегать ненужных владений, не следует выражать благодарность, что люди не должны сравниваться, избегая сплетен о личных связях. Индивидуальная конкуренция должна быть обескуражена. Планы браков аннулируются проверенными психологическими несовместимостьми. Быть частью этого сообщества описывается как тяжелая работа с небольшим пространством для материалистических идеалов.

Правдивый и самостоятельный, он часто не ладил с начальством и жил небогато. Петр Дмитриевич был волевым, жизнерадостным человеком, обладал крепким здоровьем, любил работу в саду и огороде. На протяжении многих лет садоводство и огородничество являлись существенным подспорьем семьи Павловых.

Петр Дмитриевич получил семинарское образование, имел высокие нравственные качества и, благодаря этому, среди жителей провинциального городка слыл весьма просвещенным человеком.

Но как включить в это сообщество опекунское обустройство и бихевиоризм? Лица в этом обществе получают рабочие кредиты за качество выполненной работы, а не за количество. Компенсация зависит от спроса или необходимости завершения конкретной работы. Это общество также способствует сокращению числа рабочих дней с сосредоточением на том, чтобы быть счастливым, и ценить искусство и науку. В дополнение к этому, положительное подкрепление используется для укрепления взрослых для соответствующих методов воспитания детей, а также для повышения производительности труда.

Мать Ивана Петровича, Варвара Ивановна, происходила также из духовной семьи. В молодости она была здоровой, веселой и жизнерадостной, но частые роды (она родила 10 детей) и переживания, связанные с безвременной смертью некоторых из них, подорвали ее здоровье. Варвара Ивановна не получила никакого образования, но общение с просвещенным мужем, трудолюбие и природный ум сделали ее хорошей и умелой воспитательницей своих детей. Дети ее боготворили и наперебой старались чем-нибудь ей помочь: наколоть дров, истопить печь, принести воды. Отец своим примером научил Ивана упорству в достижении поставленной цели и стремлению к самосовершенствованию. Иван Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего отца, который сумел привить детям привычки к труду, порядку, точности и аккуратности во всем.

Так почему же этот роман настолько противоречивый? Это лучше всего можно описать в статье Эдварда Розицки Розицки, имеющей 3 основных аргумента против этого романа и его идеологий: во-первых, утверждается, что хотя Скиннер яростно считал себя эмпириком, а не теоретиком, большая часть его работы - это теория, основанная на том, что он считал мир. Розицци утверждает, что Скиннер на самом деле не великий ученый, так как он решил не контролировать свои эксперименты, чтобы сделать их эмпирически действительными.

Во-вторых, утверждается, что Скиннер выступает за тоталитарное или коммунистическое общество. Наконец, Розицки утверждает, что все члены сообщества настолько счастливы, что, если они не ведут себя так, они будут вынуждены покинуть сообщество. Другие критики утверждают, что ничто не может быть заключено из эксперимента в маломасштабном сообществе. Скиннер утверждает, что для того, чтобы внести изменения, нужно начать с «пилотного проекта», прежде чем пытаться изменить все население. И снова сатанинские стихи Ломмона Рушди были также фикцией.

В детские годы с Иваном случилась беда. Как-то, раскладывая для просушки яблоки на высоком помосте, восьмилетний Иван упал на каменный пол, сильно ушибся и долго хворал. Падение со значительной высоты имело тяжелые последствия для здоровья мальчика. Он потерял аппетит, стал плохо спать, похудел и побледнел. Родители опасались даже за состояние его легких. Лечили Ивана домашними средствами и без заметного успеха. В это время в гости к Павловым приехал крестный Ивана – игумен Троиц кого монастыря, расположенного близ Рязани. Он взял мальчика к себе. Чистый воздух, усиленное питание, регулярные гимнастические занятия благотворно сказались на физическом состоянии мальчика. К нему быстро вернулись здоровье и сила. Опекун мальчика оказался доб рым, умным и весьма образованным по тем временам человеком. Он много читал, вел спартанский образ жизни, был требователен к себе и к окружающим.

Устройство предназначалось для использования в качестве среды, контролируемой температурой и влажностью, в качестве помощи для воспитания детей путем снижения уровня белья и подгузников и обучения детей более уверенным, мобильным, удобным и здоровым и, следовательно, менее склонным плакать. Это привело к большой путанице со стороны общественности, которая считала, что Скиннер создал «детскую коробку», похожую на коробку Скиннера. Смешение и критика были необоснованными, поскольку Скиннер просто построил кроватку как новое и улучшенное место для младенцев, чтобы спать.

Эти человеческие качества оказали сильное влияние на Ивана, мальчика впечатлительного, с доброй душой. Первой книгой, которую Иван получил в подарок от своего опекуна, были басни И. А. Крылова. Он выучил ее потом наизусть и любовь к знаменитому баснописцу сохранил на всю свою долгую жизнь. Эта книга всегда лежала на письменном столе И. П. Павлова. Иван вернулся в Рязань осенью I860 года здоровым, сильным, жизнерадостным мальчиком и поступил в Рязанское духовное училище сразу во второй класс. Успешно окончив в 1864 году училище, он в том же году был принят в местную духовную семинарию. Дети священников получали в духовных учебных заведениях определенные льготы.

Практические применения теорий Скиннера. Вклад и история анализа прикладного поведения. Прикладной анализ поведения можно описать как науку, изучающую экологические события, которые меняют поведение. Это определяется социальная значимость исследуемого поведения. Поведение должно нуждаться в улучшении и должно быть измеримым. Экспериментатор может продемонстрировать функциональную взаимосвязь между манипулируемыми событиями и рассматриваемым поведением. Существует много процедур, которые можно использовать чтобы изменить поведение, но большинство из них основано на нескольких основных принципах поведения.

У отца была хорошая библиотека, в которой Иван обнаружил книгу Г. Г. Леви «Физиология обыденной жизни». Книга так глубоко запала ему в душу, что, будучи уже взрослым, «первый физиолог мира» при каждом удобном случае на память цитировал оттуда целые страницы.

Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

Изменение поведения должно продолжаться со временем и появляться в других средах, в которых он не был первоначально протестирован. Одним из первых психологов, использующих теории Скиннера для тестирования поведения человека, был Пол Фуллер. Он был прикован к постели и не мог перевернуться самостоятельно. Фуллер наполнил шприц, наполненный теплым молоком и сахаром, и каждый раз вводил его во рту мальчика он двигал правой рукой. В течение четырех сеансов мальчик двигал рукой по вертикали со скоростью 3 раза в минуту.

Скиннер назвал бы это процессом Положительного Подкрепления, как описано выше. Некоторые из этих областей. Психические заболевания. Сокращение ненадлежащего поведения, такого как несоблюдение и агрессия в учреждениях, а также преподавательская работа и социальные навыки.

Павлов был страстно увлечен учебой в университете. Этому во многом способствовал отличный профессорско-преподавательский состав физико-математического факультета в тот период времени. Так в числе профессоров естественного отделения факультета были выдающиеся химики Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров, знаменитые ботаники А. Н. Бекетов и И. П. Бородин, известные физиологи Ф. В. Овсянников и И. Ф. Цион. Эти преподаватели имели огромный научный авторитет и каждый обладал выдающимся лекторским талантом.

Реабилитация. Помощь людям восстановить нормальное функционирование, которое они, возможно, потеряли из-за какой-то травмы. Например, вмешательство в поведение было использовано для уменьшения засорения, увеличения рециркуляции, снижения потребления энергии, снижения небезопасного вождения, увеличения использования ремней безопасности, снижения скорости и т.д.

Клиническая психология. Анализ поведения используется, чтобы помочь клиентам справляться с личными проблемами. Когнитивное поведение Терапия является продолжением анализа поведения. Цель состоит в том, чтобы проектировать вмешательства для повышения производительности труда, уменьшения задержки, абсентеизма и несчастных случаев на работе.

Когда Иван прочитал книгу И. Сеченова «Рефлексы головного мозга», его интерес к физиологии возрос еще больше. Но освоить этот предмет ему удалось только после того, как он прошел обучение в лаборатории И. Циона, изучавшего роль депрессорных нервов.

Первое научное исследование Павлова – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы. За нее И. Павлов и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.

Теории бихевиоризма, разработанные всеми четырьмя основными основоположниками этой области, произвели своеобразное и продолжительное впечатление на поле, как это практикуется сегодня. Прикладной анализ поведения и аутизм. В настоящее время д-р Ивар Ловаас является почетным профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Однако Ловаас опубликовал свое самое известное исследование под названием «Поведенческое лечение и нормальное воспитание и интеллектуальное функционирование у молодых аутичных детей» в Журнале Консалтинга и Клинической Психологии.

После получения в 1875 году звания кандидата естественных наук Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (реорганизованной впоследствии в Военно-медицинскую). Затем Павлов становится ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет продолжал изучение пищеварения и кровообращения.

Сбор данных для этого исследования, однако, начался в этом конкретном исследовании, сравнившем лечение двух групп аналогичных маленькие дети с аутизмом. Участникам была назначена одна из двух групп: экспериментальная группа «интенсивного лечения», которая получала 40 часов индивидуального лечения в неделю или группу «минимального лечения», которая получала 10 часов или менее от одного к одному в неделю. Результаты показали, что 47% экспериментальной «интенсивной» группы достигли нормального интеллектуального и образовательного функционирования, тогда как только 2% от минимальной группы лечения сделали это.

Летом 1877 года он работал в городе Бреслау, в Германии с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. В следующем году Павлов начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую Павлов получил в 1879 году. В том же году Иван Петрович начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более двадцати лет. Многие исследования Павлова в восьмидесятых годах касались системы кровообращения, в частности регуляции функций сердца и кровяного давления.

Хотя это исследование имело свои ограничения, оно демонстрирует сильную поддержку анализа поведения и его влияния на изменение поведения у маленьких детей с аутизмом. Исходные теории Скиннера положительного и отрицательного подкрепления использовались для лечения этих детей, подверженных риску.

Он посещал местную начальную и среднюю школу, а затем получил диплом бакалавра по психологии из Университета Британской Колумбии. Он продолжал аспирантуру в Университете штата Айова, где он окончил докторскую степень. В ходе его выпускной работы он проявил интерес к теории поведения и теории обучения.

В 1883 году Павлов защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Рудольфом Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года Павлов вернулся в Россию.

Понятно, что его мысли противоречили идеям Скиннера о том, что нужно укрепить их ответы, чтобы учиться. В то время как Бандура согласился с Скиннером, что оперантное обусловливание является важным типом обучения, он полагал, что люди - когнитивные существа, которые, в отличие от животных, скорее всего, подумают о связях между своим поведением и его последствиями. Он полагал, что люди, скорее всего, будут подвержены влиянию того, что, по их мнению, произойдет, а не фактического опыта. Поведение не просто обусловлено непосредственными последствиями, а скорее, учитывая последствия этого.

К 1890 году труды Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. С 1891 года он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии, одновременно оставаясь руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, в которой проработал с 1895 по 1925 год.

Видя людей как «активных обработчиков информации», Бандура подчеркнул нашу тенденцию учиться на наблюдении. Он предположил, что обучение также может быть следствием поведения других людей. Например, двухлетний учитель мог бы научиться «играть» с домашним любимцем, просто наблюдая за старшей сестрой. Бандура предположил, что мы должны внимательно следить за поведением модели, активно ее переваривать или кодировать, что мы наблюдаем, а затем хранить эту информацию в памяти, чтобы подражать тому, что мы наблюдали в более позднее время.

В этом исследовании дети в возрасте дошкольного возраста были представлены в короткометражном фильме, в котором взрослая модель направила агрессию на надувную куклу Бобо. Три основных условия включали в себя: состояние модели вознаграждения, в котором дети видели второго взрослого, дают агрессивную модельную конфету для «первенства в первенстве», состояние наказания за модель, в котором дети видели второго взрослого, ругают модель за их агрессивность и отсутствие последствий, в которых дети просто видели, как модель ведет себя агрессивно.

В 1897 году свой экспериментальный материал и теоретические положения Павлов блестяще обобщил в классическом труде «Лекции о работе главных пищеварительных желез», который очень скоро был переведен за границей.

В своих исследованиях Павлов использовал методы механистической и холистической школ биологии и философии, которые считались несовместимыми. Как представитель механицизма Павлов считал, что комплексная система, такая, как система кровообращения или пищеварения, может быть понята путем поочередного исследования каждой из их частей; как представитель «философии целостности» он чувствовал, что эти части следует изучать у интактного, живого и здорового животного. По этой причине он выступал против традиционных методов вивисекции, при которых живые лабораторные животные оперировались без наркоза для наблюдения за работой их отдельных органов.

Результаты показали, что после просмотра фильма дети, оставленные в одиночестве в комнате с куклой Бобо и реквизитами, используемыми взрослым агрессором, очень легко подражали ответам, которые они наблюдали на экране. Те, кто в условиях вознаграждения за модель и без последствий, более охотно подражали агрессивным действиям, чем те, которые были подвергнуты моделированию. Тем не менее, дальнейшее тестирование показало, что дети в каждом состоянии учатся одинаково в равной степени от каждого условия обучения, просто наблюдая за взрослыми моделями.

Считая, что умирающее на операционном столе и испытывающее боль животное не может реагировать адекватно здоровому. Павлов воздействовал на него хирургическим путем таким образом, чтобы наблюдать за деятельностью внутренних органов, не нарушая их функций и состояния животного. Мастерство Павлова в этой трудной хирургии было непревзойденным. Более того, он настойчиво требовал соблюдения того же уровня ухода, анестезии и чистоты, что и при операциях на людях.

Таким образом, Бандура продемонстрировал, что подкрепление не требуется для обучения наблюдению, хотя это может повлиять на производительность. Кроме того, Бандура также предложил концепцию взаимного детерминизма описать свою идею о том, что развитие человека отражает взаимодействие между активным человеком, их поведением и окружающей средой. В отличие от Уотсона и Скиннера, которые предлагали, чтобы окружающая среда влияла исключительно на поведение, Бандура предположил, что отношения между человеком, их поведением и окружающей средой двунаправлены.

Используя данные методы, Павлов и его коллеги показали, что каждый отдел пищеварительной системы – слюнные и дуоденальные железы, желудок, поджелудочная железа и печень – добавляет к пище определенные вещества в их различной комбинации, расщепляющие ее на всасываемые единицы белков, жиров и углеводов.

Павлов установил факт принципиальной важности: такая тонкая и яркая изменчивость рефлекторной деятельности слюнных желез обусловлена специфической возбудимостью разных рецепторов ротовой полости к каждому из этих раздражающих их агентов, и сами эти изменения носят приспособительный характер.

Таким образом, каждый фактор может влиять на другого, предполагая, что дети активно участвуют в формировании окружающей среды, которая влияет на их собственное развитие и рост. Сегодня, павловская перспектива. Университет Хьюстона представляет эту серию о машинах, которые заставляют нашу цивилизацию работать, и людей, чья изобретательность их создала.

Возможно, на ум приходит имя и собаки, пускающие слюни в звук звонка. Тем не менее, история Ивана Павлова, первого россиянина, получившего Нобелевскую премию, гораздо больше. Но в возрасте 21 года он сменил курс и ушел учиться на факультет математики и физики в университете в Санкт-Петербурге. Там он проявил интерес к естественным наукам - физиологии в частности. Наше понимание человеческого тела было в зачаточном состоянии. Павлов был очарован и хотел узнать больше.

На протяжении всей своей научной работы Павлов сохранял интерес к влиянию нервной системы на деятельность внутренних органов. В начале двадцатого века его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов. В одном из экспериментов, названным «мнимым кормлением», Павлов действовал просто и оригинально. Он проделал два «окошка»: одно – в стенке желудка, другое – в пищеводе. Теперь пища, которой кормили прооперированную и вылеченную собаку, не доходила до желудка, вываливалась из отверстия в пищеводе наружу. Но желудок успевал получить сигнал, что пища в организм поступила, и начинал готовиться к работе: усиленно выделять необходимый для переваривания сок. Его можно было спокойно брать из второго отверстия и исследовать без помех.

Собака могла часами глотать одну и ту же порцию пищи, которая дальше пищевода не попадала, а экспериментатор работал в это время с обильно льющимся желудочным соком. Можно было варьировать пищу и наблюдать, как соответственно меняется химический состав желудочного сока.

Но главное было в другом. Впервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от нервной системы и управляется ею. Ведь в опытах мнимого кормления пища не попадала непосредственно в желудок, а он начинал работать. Стало быть, команду он получал по нервам, идущим от рта и пищевода. В то же время стоило перерезать идущие к желудку нервы – и сок переставал выделяться.

Другими способами доказать регулирующую роль нервной системы в пищеварении было просто невозможно. Ивану Петровичу это удалось сделать первым, оставив далеко позади своих зарубежных коллег и даже самого Р. Гейденгайна, чей авторитет был признан всеми в Европе и к которому Павлов совсем недавно ездил набираться опыта.

В 1904 году Павлов был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

На сегодня теоретические положения Павлова по физиологии пищеварительной системы претерпели некоторые поправки, но в целом современная физиология пищеварения все еще сохраняет основы исследований и трудов Ивана Петровича Павлова.

Его классические работы по-прежнему служат основой для новых и новых исследований.

Академиком Иваном Петровичем Павловым подготовлена целая школа российских физиологов, насчитывающая более 250 человек.

В конце 70-х годов в Петербурге Павлов познакомился с Серафимой Васильевной Карчевской, слушательницей Педагогических курсов. Ивана Петровича и Серафиму Васильевну объединяла общность духовных интересов, близость взглядов по многим актуальным в то время вопросам жизни. Опьяненные счастьем красавица Серафима и голубоглазый Иван с русыми кудрями решили пожениться.

Родители Павлова были против этого брака, им не нравилась кандидатура еврейской девушки. Тем более, что они уже подобрали ему невесту – дочь богатого петербургского чиновника. Но Иван настоял на своем. Не получив родительского согласия, влюбленные отправились венчаться в Ростов-на-Дону, где жила сестра Серафимы. Все расходы на свадьбу взяли на себя родственники невесты.

В 1881 году произошло это счастливое событие – Иван Петрович женился на Серафиме Васильевне Карчевской, от которой у него родились четыре сына и дочь.

В год защиты докторской диссертации у Ивана Петровича родился первенец, которого назвали Мирчиком. Летом жену с ребенком необходимо было отправить на дачу, но Павлову оказалось не по средствам снять дачу поблизости от Петербурга. Пришлось ехать на юг, в глухую деревню, к сестре жены. Не хватило денег даже на железнодорожный билет, пришлось обратиться к отцу Серафимы Васильевны. В деревне Мирчик заболел и умер. А буквально через год опять неожиданная смерть малолетнего сына.

Тяжелейшее несчастье – гибель первенца, а буквально через год опять неожиданная смерть малолетнего сына, отчаяние Серафимы Васильевны, ее продолжительная болезнь. Все это выбивало из колеи, отнимало силы, столь необходимые для научных занятий.

Семья испытывала крайнюю нужду. Но Серафима Васильевна, умела поддержать супруга в самые трудные минуты жизни. «Не хватало денег, чтобы купить мебель, кухонную, столовую и чайную посуду», – вспоминала его жена. Бесконечные скитания по чужим квартирам долгое время Павловы жили вместе с братом Дмитрием в полагавшейся ему университетской квартире.

Несмотря на эти трудности супружеская жизнь Ивана Петровича оказалась на редкость счастливой. Серафима Васильевна, женщина умная, с добрым сердцем, мягким характером и высокими идеалами, взяла на себя всю тяжесть семейных забот и на протяжении многих лет безропотно переносила все неприятности и неудачи, которые в ту пору сопутствовали Ивану Петровичу. Своей верной любовью она, бесспорно, немало способствовала поразительным успехам Павлова в науке. «Искал в товарищи жизни только хорошего человека, – писал И. П. Павлов, – и нашел его в моей жене Саре Васильевне, урожденной Карчевской, терпеливо переносившей невзгоды нашего допрофессорского житья, всегда охранявшей мое научное стремление и оказавшейся столь же преданной на всю жизнь нашей семье, как я лаборатории».

Со временем, в связи с повышением должностного ранга и присуждением ему премий им. Адама Хойнацкого Варшавским университетом (1888), материальное положение семьи Павлова улучшилось.

Иван Петрович всегда говорил, что будет жить не меньше ста лет. Но судьба «выделила» ему лишь 87.

Его избрали почетным членом 130 академий и научных обществ. Академией наук учреждены золотая медаль и премия имени И. Павлова за лучшую работу в области физиологии.

Ни один из русских ученых того времени, даже Менделеев, не получил такой известности за рубежом. «Это звезда, которая освещает мир, проливая свет на еще не изведанные пути», – говорил о нем Герберт Уэллс. Его называли «романтической, почти легендарной личностью», «гражданином мира».

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

И.П. Павлов (1849–1936) Иван Петрович Павлов был первым русским ученым, удостоенным Нобелевской премии. Сегодня его имя и основные положения его теории знакомы любому психологу, даже американскому (хотя этим знакомство с российской психологией в западном полушарии обычно и

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

ИВАН III ВЕЛИКИЙ Создатель России Важнейшее событие в истории России - ее рождение. А рождение нашего государства произошло при Иване III.Страна, созданная его усилиями, унаследовала православие, христианскую культуру и долгую историческую биографию от нескольких

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Павлов Иван Петрович (род. в 1849 г. – ум. в 1936 г.) Выдающийся российский физиолог, биолог, врач, педагог. Создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований. Академик

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Хирург Иван Петрович По вероисповеданию своему Иван Петрович принадлежал к церкви евангелистов. Детство его прошло на Украине, он был крещен в православном храме. Но веры на селе не было, кругом царило пьянство, разврат. А душа Вани была чутка к страданию людей: будучи еще

автора Павлов Иван Петрович

Физиология и психология при изучении высшей нервной деятельности животных Прежде всего я считаю своим долгом благодарить Философское общество, что оно в лице своего председателя изъявило готовность выслушать мое сообщение. Мне трудно было сообразить, насколько это

Из книги И.П.Павлов PRO ET CONTRA автора Павлов Иван Петрович

Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека Образы, картины поведения как нас самих, так и близких к нам высших животных, с которыми мы находимся в постоянных жизненных отношениях (как, например, собак), представляют огромное разнообразие, прямо

Из книги И.П.Павлов PRO ET CONTRA автора Павлов Иван Петрович

Н. А. КРЫШОВА Иван Петрович в нервной клинике Осенью 1933 г. я была приглашена работать в нервную кли нику Всесоюзного института экспериментальной медицины, где И. П. Павлов вместе с группой сотрудников занимался изучени ем патологии высшей нервной деятельности человека. На

Из книги Знаменитые личности украинского футбола автора Желдак Тимур А.

Из книги Герои Гражданской войны автора Миронов Георгий

ИВАН ПАВЛОВ Среди широкой степи, близ железной дороги, по которой уходит вдаль бронепоезд, стоит серебристый самолет. На его крыльях алеют пятиконечные звезды, но на фюзеляже выделяется свежая надпись на французском языке - «Vieux ami» («Старый друг»), У самолета - летчик в

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ПАВЛОВ Иван Фомич Иван Фомич Павлов родился в 1922 году в селе Борисово-Романовка (ныне совхоз имени И. Ф. Павлова) Кустанайской области в семье крестьянина. Русский. Учился в Магнитогорском индустриальном техникуме. После окончания магнитогорского аэроклуба по путевке

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

МАТЮХИН ИВАН ПЕТРОВИЧ В конце июля 1943 года, развивая наступление на Курско-Орловском выступе, батальон, в котором Матюхин командовал отделением автоматчиков, подошел к большому селу Веселое. Попытка овладеть им с ходу не удалась. Роты вернулись на исходные

Из книги Против течения. Академик Ухтомский и его биограф автора Резник Семен Ефимович

Глава пятнадцатая. Иван Павлов и его команда 1.Иван Петрович Павлов и Николай Евгеньевич Введенский принадлежали к одному поколению, и жизненные пути их во многом были сходными. Оба были выходцами из семей провинциальных священников, оба окончили духовную семинарию, оба

автора Аполлонова А. М.

Гуров Иван Петрович Родился в 1924 году в селе Силино Куркинского района Тульской области в бедной крестьянской семье. В первые же дни организации колхоза родители вступили в артель. 11 ноября 1941 года добровольно пошел на фронт Великой Отечественной войны. Звание Героя

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Качанов Иван Петрович Родился в 1920 году в деревне Никифоровке Веневского района Тульской области в крестьянской семье. В 1929 году семья переехала в гор.Москву. Окончив семилетнюю школу, работал учеником, а затем токарем на одном из заводов. В 1940 году призван в ряды

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то